2. Попытки прорыва блокады. 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944

Прорыв

Попытки прорыва блокады предпринимались неоднократно, начиная уже с осени 1941 г.: три — в районе Синявино и одна, самая продолжительная — на Любанском направлении. Синявинские наступательные операции нашли освещение в воспоминаниях офицера 86-й стрелковой дивизии И. М. Айзенштадта «В боях под Ленинградом». Он живо и достоверно описывает сражения в Невской Дубровке, на Невском пятачке, других участках Ленинградского фронта, передавая атмосферу изнурительного физического и психического напряжения людей, которое они испытывали в течение многих месяцев непрекращающихся боев:

Видео

Рукопашный бой и гранаты

Между тем события на острове развивались стремительно — несмотря на малочисленность, гарнизон свирепо огрызался огнем. Один немецкий паром был подожжен двумя меткими выстрелами советского орудия, при этом погибли десять человек экипажа. По высаживающимся десантникам гусевцы вели яростный пулеметно-винтовочный огонь.

Сам старший лейтенант получил контузию, когда один из немецких снарядов разорвался на КП, пробив обе металлические стенки. Другой снаряд разбил маячный фонарь, вызвав пожар. Гусев приказал всем укрыться на цокольном этаже маяка и занять круговую оборону.

Под огнем немецких 20-миллиметровых зенитных пулеметов к маяку отошли и орудийные расчеты второго и третьего орудия. По врагу стреляло только первое орудие. В артиллерийских двориках шел рукопашный бой, немцы атаковали маяк, пытаясь забросать его защитников гранатами. Гусев был несколько раз ранен, в том числе в живот.

В этот критический момент появилась восьмерка советских штурмовиков под прикрытием шести истребителей. С высоты в 800 метров они нанесли стремительный бомбовый удар по немецким кораблям

При этом пилоты сами подверглись атаке вражеских истребителей. В скоротечном воздушном бою два штурмовика были сбиты, один поврежден. Потери противника составили три самолета.

На помощь ТЩ-100 и МО-171 подошли малые охотники МО-201, МО-205 и МО-206. Тем временем пять «зибелей», пытавшихся встать ближе к берегу, сели на мель, и немцы активно пытались снять их с камней. Погода благоприятствовала спасению части паромов — пошел снег и видимость ухудшилась.

Коварный нрав Ладоги

Блокада привела к резкому прекращению поступления горючего, медикаментов, боеприпасов, а главное — продовольствия. Только одной муки Ленинграду ежесуточно требовалось как минимум 1100 тонн. Авиация же могла перевозить не более 100 тонн.

Единственный свободный от врага транспортный путь пролегал по южной части Ладожского озера — от бухты Осиновец на западном осажденном берегу до города Новая Ладога на восточном. Маршрут в 60 километров был коротким, но весьма рискованным из-за коварной погоды на озере, чья температура воды даже летом редко поднимается выше 19-20 градусов тепла.

Ладога известна своими штормами, которые могут достигать десяти баллов

Крупнейшей трагедией стали события, разыгравшиеся в ночь на 17 сентября 1941 года. Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Удалось спасти лишь 240 пассажиров.

Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского

Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год

Фото: «Военный альбом»

Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли. Так, 4 ноября 1941 года, стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения.

Но альтернативы Ладоге не было. Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги.

Сровнять с землей

— Насколько важным было для советского командования не позволить нацистам захватить Ленинград?

— Оборона Северной столицы имела важнейшее идеологическое значение. 30 августа 1941 года немцы перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывавшую ее с Большой землей. А с Севера наступали финны, которые перешли границу 1939-го и вышли к Карельскому укрепрайону. С этого момента снабжение Ленинграда можно было осуществлять только по воздуху или Ладожскому озеру. Сталин чрезвычайно опасался за судьбу окруженного города. Было принято решение сменить руководство — вместо Ворошилова фронт возглавил Георгий Жуков, который незадолго до этого провел успешное контрнаступление под Ельней. 

Статья по теме «Брат, не знаю, как стрелять». Факты о народном ополчении Ленинграда

Ежедневно Верховный главнокомандующий интересовался обстановкой под Ленинградом, для него, как и для всех советских людей, героическая оборона города была символом мужества и сопротивления. Представьте, если бы Ленинград пал, какой бы это был приз для германского командования и какая утрата для нас! Гитлер ведь считал, что Северная столица должна перестать существовать. Еще в июле немецкие командиры заявляли: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Ленинград с землей». 22 сентября вышла директива — окружить город плотным кольцом, обстреливать из всех видов артиллерии, бомбить, а если будут просьбы о капитуляции, отклонять.

— Существует миф, что финны не особо активно нападали из-за любви их главнокомандующего Маннергейма к Ленинграду. Как было на самом деле?

— Напротив, лишь жесткие меры советского командования и непосредственно Жукова позволили на ближайших подступах остановить врага. Напомню, финны владели Сестрорецком и мечтали не только вернуть свои карельские территории, но и захватить новые! На занятых позициях они установили жесткий оккупационный режим, в одном только Петрозаводске для мирных жителей создали шесть концентрационных лагерей. Свыше четверти его населения было уничтожено, а более трети военнопленных погибли от голода и издевательств. Маннергейм был ярым сторонником союза с Германией и вряд ли испытывал к ленинградцам нежные чувства.

Прорыв блокады

Утром 12 января 1943 года началась артподготовка, продлившаяся 2 часа 10 минут после которой 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная Волховского фронта перешли в массированное наступление. К концу дня они приблизились на 3 км с каждой стороны. На следующий день, несмотря на упорное противоборство немцев, войска РККА приблизились еще на 5-6 км. Еще на 2 километра расстояние сократилось 14 января.

Немцы стремились любой ценой удержать первый и пятый рабочие поселки, опорные точки на флангах прорыва. Перебрасывали сюда резервный потенциал из боеприпасов и подразделений. Группировка, стоявшая севернее поселков, пыталась прорваться к своим основным силам.

18 января Ленинградский и Волховский фронт сомкнулись в районе рабочих поселков, тем самым лишив немецкие подразделения опорных укреплений. В ходе боевой операции был очищен от немцев Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. Благодаря пробитому коридору возобновилось сухопутное сообщение города со страной.

Попытки 67-й и 2-й Ударной армий продолжить наступление на юг тормозился силами противника, который регулярно вводил в район Синявина новые силы. Это заставило войска Красной Армии перейти к оборонительной тактике.

14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов предприняли запланированное ставкой наступление на участке между Ленинградом и Новгородом. Полное и окончательное избавление Ленинграда от блокадного кольца было осуществлено 21-25 января, когда Армии Ленинградского фронта уничтожили красносельско-ропшинское фашистское формирование, а части Волховского фронта освободили Новгород. 27 января город салютом отметил свое освобождение.

В память о прорыве блокады Ленинграда на берегу Ладожского озера установлен мемориал «Разорванное кольцо».

Теги

Adblock
detector