Содержание материала
Классический реквием
Примерно с 1600 года реквием перестал быть только частью заупокойной службы, а стал музыкой для концертного исполнения. Реквиемы и сегодня в репертуаре многих хоров и исполнителей.
Реквием состоит из нескольких частей, его, как правило, исполняет хор (либо солист) в сопровождении оркестра. Структура классического реквиема унифицирована, т.е. каждая его часть – это песнопение определенных молитв под музыку.
Энциклопедический словарь
реквием(по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. — на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).
Видео
Когда, в каких случаях, и кем оно употребляется
В настоящее время помимо заупокойной католической мессы и музыкального произведения траурного характера реквиемом называются очень много произведений самых различных жанров: это художественные фильмы (советская психологическая драма о военной Эстонии, снятая на студии «Таллинфильм»; фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмидта об изгнании дьявола), поэтические произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой; роман Александры Марининой; религиозный Санкт-Петербургский журнал; картина-триптих Валерия Балабанова; альбомы различных музыкальных групп («Тhe Autumn Offering» (2009), «Bathory» (1994), «Killing Joke» (2009) и др.) и альбомы и песни певцов-исполнителей (Джона 5, Карла Дженкинса, Аллы Пугачевой и др.).
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Пока есть сама жизнь, в ней присутствует трагедия одного человека или целого народа. Реквием – это язык скорби, траура и горя.
Большая Советская Энциклопедия
реквием(от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» ≈ «Покой вечный дай им, господи»), траурная заупокойная месса , посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа», «Кредо»), вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире», «Туба мирум», «Лакримоза» и др.). Композиторы 15≈16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла , основанных на мелодиях григорианского хорала . В 17≈18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов ≈ «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Р., посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др. Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. ≈ Lpz., 1909. Б. В. Левик.