«Человеческие зоопарки». Позор белых, о котором не принято вспоминать

Трактовка меняется. Но как?

1 декабря после пятилетней реставрации, которая обошлась казне в 75 млн евро, Королевский музей Центральной Африки распахнет свои двери для посетителей. Площадь отремонтированного Музея станет вдвое больше и достигнет 11 тыс. м².

 

В 2001 году, когда Музей Африки возглавил Гидо Грисилс, постоянная выставка оставалась практически такой же, как в 20-е годы прошлого века. Почти в каждой комнате можно было найти королевские вензеля: двойные буквы «L». Высказывания и цитаты монархов прославляли высокие моральные достижения колониального периода и рассказывали о том, что бельгийцы принесли свет в Конго, где до их появления царила тьма.

Для большинства бельгийцев, по словам Грисилса, первая встреча с Африкой начиналась в этом Королевском музее Центральной Африки. Здесь же им успешно внушалась мысль о превосходстве белых людей над черными.  Достаточно сказать, что африканцев чаще всего изображали нагими и вооруженными копьями. Утверждалось, что до прихода европейцев это был крайне отсталый народ, не имевший даже собственной культуры.

Эта выдуманная «реальность» оказалась очень живучей, потому что бельгийское общество, хотя и не желало себе в этом признаться, фактически не хотело переосмыслять колониальное прошлое. Бельгия – страна маленькая. Не удивительно, что в каждой бельгийской семье кто-то в то или иное время работал или жил в Конго миссионером, учителем или чиновником. Не удивительно, что осмысление отношений с Конго для бельгийцев крайне болезненно.

Дискуссии о колониальном прошлом начались в королевстве лишь в 1998 году, после выхода в свет книги Адама Хошчайлда «Дух короля Леопольда». К тому времени в школьных учебниках сохранилась старая традиционная трактовка колониального периода: «мы принесли в Конго цивилизацию».

Процесс переосмысления проходит медленно. Сейчас в Бельгии немало людей требуют закрытия или хотя бы «деколонизации» Королевского музея, но директор Грисилс считает, что его ждет большая и серьезная просветительская работа – рассказать соотечественникам правду о роли Бельгии в Конго.

Ожидается, что на церемонии открытия Королевского музея Центральной Африки в присутствии королевской семьи министр иностранных дел Бельгии расскажет новую трактовку столетнего колониального периода.

«Мы несем ответственность за создание мысли о том, что бельгийцы превосходят чернокожих людей, — объясняет свою задачу Гидо Грисилс. — Но это меняется. Правда, эти перемены займут некоторое время».

Видео

Одинокий боец с тоской по дому

Он постоянно делал все, чтобы сбежать. Он несколько раз нападал на своих охранников и поэтому считался неконтролируемым. В наказание Бенгу перевели в обезьянник в зоопарк Бронкса. Здесь ему пришлось жить с морской свинкой, попугаем, шимпанзе и орангутаном. В общей сложности 40000 посетителей смотрели его жизнь в клетке каждый день. Иногда перед африканской клеткой резвилось до 500 человек. Он был оснащен луком и стрелами, чтобы сделать его более реалистичным для посетителей. Через несколько дней Бенга воспользовался этим и начал отпугивать посетителей луком и стрелами.

Живая экзотика для Старого Света

«Они должны быть хорошими и толковыми и сметливыми слугами: я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось. И я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении, чтобы научились они говорить», — так писал испанской королевской чете об индейцах испанский мореплаватель Христофор Колумб. Первые индейцы, доставленные в Европу, воспринимались как экзотический сувенир, достойный внимания, но ни в коем случае не как люди, равные европейцам. Такое отношение обернулось жесточайшим истреблением миллионов коренных жителей Америки. Те же, кто был вывезен в Европу, превращались в рабов, предмет домашнего обихода состоятельных европейцев.

Совершенно иные климатические условия, другой образ жизни и непривычная пища убивали их стремительно. Однако белые господа не видели в том проблемы, ведь из колоний можно было привезти новых «дикарей».

Великая французская революция, изменившая жизнь европейцев, не сказалась на отношении жителей Старого Света к коренным обитателям Африки и Америки.

Больше того, европейские простолюдины, только-только добившись улучшения своего положения в обществе, тоже захотели иметь возможность наблюдать за «дикарями». Этот широкий спрос и породил такое явление, как «человеческие зоопарки», где жители Африки, Океании и других регионов планеты находились на таких же правах, что и обезьяны, медведи и павлины.

Карикатура на Баартман начала XIX века. Commons.wi
Карикатура на Баартман начала XIX века.

Бесчеловечное поведение

В наше время было бы немыслимо, что в зоопарке выставлены люди в дополнение к обезьянам, зебрам и львам. Слава Богу, эти времена прошли. В различных городах, таких как Гамбург, Париж, Барселона, Антверпен, Милан, Лондон или Варшава, в зоопарках были установлены специальные помещения для людей.

Карл Хагенбек был одним из пионеров и послал некоторых своих приспешников в Восточную Азию и Судан в 1876 году. Они должны были поймать диких животных и некоторых нубийцев и привезти их обратно в Германию. Затем они были выставлены в зоопарке, и посетители зоопарка были в восторге. Они никогда раньше не видели выходцев из других стран и культур. Они никогда не были так близко к ним, как в зоопарке.

Африканская мать и ребенок на африканской выставке
Африканская мать и ребенок на африканской выставке в Париже.

За Карлом Хагенбекером последовали Лондон, Париж и Берлин. Вероятно, одной из самых известных выставок была Всемирная выставка в Париже в 1889 году. Одной из самых известных выставок, вероятно, была Всемирная выставка в Париже в 1889 году, которая привлекла до 28 миллионов посетителей.

Среди прочего, было 400 аборигенов, которых посетители рассматривали как достопримечательность. Также в 1900 году в Марселе прошла Всемирная выставка, а также колониальные выставки 1906 и 1922 годов. Голые или полуголые люди просто выставлялись в клетках. В течение шести месяцев в Париже были приняты 34 миллиона посетителей.

Смешно стонать над выдуманными унижениями

Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга… нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, — в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу…

Что касается самого Бенги, то он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени. Предлагающие отправить Бенгу из клетки в школу не учитывают того факта, что именно школа станет для него настоящим мучением и всё равно не принесет никакой пользы. Та идея, что все люди были бы одинаковы, имей они равную возможность получить образование, давно устарела».

Статья по теме «Моему бывшему хозяину». Письмо раба, написанное 150 лет назад

Тем не менее нашлись люди, которые сочли, что происходящее не забавно, а омерзительно. Кампания в защиту пигмея привела к тому, что он был освобожден из зоопарка и взят на попечение Джеймсом М. Гордоном, руководителем сиротского приюта Говарда для цветных в Бруклине.

Ота Бенга выучил английский язык, освоился в обществе, устроился на работу. Самой большой его мечтой было вернуться в Конго. Однако заработать на обратный билет он не мог: из-за недостатка образования Ота мог получить только низкооплачиваемую работу. С началом Первой мировой войны пассажирское трансокеанское сообщение между Америкой и Африкой было прекращено, из-за чего Бенга впал в тяжелую депрессию. Решив, что на родину ему вернуться уже не удастся, 20 марта 1916 года Ота Бенга покончил с собой.

Афиша шоу Карла Хагенбека (1886). Commons.wik
Афиша шоу Карла Хагенбека (1886). 

Теги

Adblock
detector