Что нужно знать о Храме Христа Спасителя, чтобы сойти за москвича

Строительный коллапс

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200… два хора певчих — придворные и синодальные… в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

Видео

Сплошная мистика

Идея возведения символического погребального сооружения без захоронений внутри появилась еще во времена войны 1812 года. Фигура Христа, которая объединяла погибших на поле боя, была выбрана не случайно.

Когда французские солдаты из армии Наполеона покинули Россию, Александр I поклялся построить храм в Москве, которая тогда лежала в руинах. Часть средств выделили из казны, а другие собирали с местного населения.

Был объявлен конкурс зодчих, в котором победил про

Был объявлен конкурс зодчих, в котором победил проект Карла Витберга. Он был даже не архитектором, а художником. Храм хотели построить на Воробьевых горах, чтобы его хорошо было видно.

Строительство проходило довольно медленно, а затем и вовсе оказалось, что склон не может удержать такое огромное сооружение. Пришлось проводить очень сложные инженерные работы, на которые ушло много денег, а результат при этом оказался отрицательным. Александр умер, а новый император Николай собрал комиссию, которая выявила большую недостачу. Строительство было приостановлено, а со временем и вовсе заброшено.

Москвичи сразу невзлюбили храм Христа Спасителя

Если ты думаешь, что это только современные москвичи вечно недовольны городским строительством, то ошибаешься. Москвичи образца двухвековой давности были не лучше. Едва произведение Тона было закончено, как местные кинулись наперегонки наделять его обидными прозвищами: «чернильница», «гриб», «самовар».

Конечно, развитию у москвичей ненависти к новому храму поспособствовали обстоятельства его строительства. Дело в том, что на месте храма еще с XVII века стоял Алексеевский женский монастырь. Москвичи, так сказать, привыкли. По легенде, когда монастырь выселяли, его настоятельница в сердцах прокляла стройку: «Чтоб сему месту пусто было!»

Не жаловали храм и представители искусства. Так, художник Василий Верещагин считал, что представленный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». Подозреваем, Верещагин сменил гнев на милость позже, когда его пригласили принять участие в оформлении храма.

Под гром полковых оркестров

Местом строительства своего храма Христа Спасителя архитектор Карл Витберг выбрал склон Воробьевых гор напротив Лужнецкой слободы. Требование разместить храм-памятник за пределами городской черты тогдашней Москвы содержалось в условиях конкурса, а Воробьевы горы были личным выбором Витберга. С одной стороны, это было символично: зодчий расположил свой храм двумя главными трактами — Смоленским, по которому Наполеон вошел в Москву, и Калужским, по которому он из нее отступал. С другой стороны, Витберг явно хорошо знал отношение императора к этим местам, которые самодержец называл «короною Москвы». Наконец, выбранное архитектором место позволяло возвести храм, видимый практически из любой точки Москвы, — точно так же, как сегодня видно стоящее чуть дальше главное здание МГУ.

Читайте также:

Читайте также:

Новый проект храма

Новый проект храма в целом повторял предыдущий, так как все чертежи хорошо сохранились. Однако его несколько упростили. Мраморные барельефы заменили бронзовыми, купола сделали не из золота, а из титана и нитрита.

Несмотря на то что росписи делали по старым эскиза

Несмотря на то что росписи делали по старым эскизам, однако мастера в точности их повторить не смогли. Зато появились функциональные автоматические двери, а в огромном подземном пространстве прямо под храмом, которое осталось от бассейна, появился вместительный подземный гараж с автомойкой, зал для проведения церковных собраний и другие светские помещения.

В подземной части нового собора выполнили приделы в честь святых, которым были посвящены разрушенные церкви Алексеевского монастыря.

Теги

Adblock
detector