Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении

Карма в шраманскую эпоху

Све­де­ния о К. в этот пе­ри­од со­хра­ни­лись пре­ж­де все­го в буд­дий­ских тек­стах па­лий­ско­го ка­но­на (см. Ти­пи­та­ка), брах­ма­ны и шра­ма­ны раз­де­ли­лись на сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков эф­фек­тив­но­сти че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий, со­от­вет­ст­вен­но крия­ва­ди­нов и ак­рия­ва­ди­нов. Сре­ди по­след­них буд­дий­ские ис­точ­ни­ки вы­де­ля­ют фа­та­ли­стов, ут­вер­ждав­ших, что всё в ми­ре про­ис­хо­дит по во­ле слу­чая, и теи­стов, объ­яс­няв­ших че­ло­ве­че­скую участь бо­же­ст­вен­ным вме­ша­тель­ст­вом, а так­же ма­те­риа­ли­стов, с точ­ки зре­ния ко­то­рых при­чи­ной все­го яв­ля­ет­ся «соб­ст­вен­ная при­ро­да» ве­щей (сваб­ха­ва). В боль­шин­ст­ве из пе­ре­чис­лен­ных док­трин от­ри­цание мо­раль­ной зна­чи­мо­сти по­ступ­ков не влек­ло за со­бой от­ри­ца­ние пе­ре­ро­ж­де­ния. Сре­ди крия­ва­ди­нов из­вест­на по­зи­ция муд­ре­цов Упа­ни­шад, по­сле­до­ва­те­лей джай­низ­ма и буд­диз­ма. Все они, при­зна­вая мо­раль­ную си­лу К., со­глас­ны с тем, что «хо­ро­шая» К. ве­дёт к бла­го­при­ят­но­му пе­ре­ро­ж­де­нию, а «пло­хая» – к не­бла­го­при­ят­но­му, но что при этом гл. це­лью че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся не луч­шее ро­ж­де­ние, а из­бав­ле­ние от пе­ре­ро­ж­де­ния как та­ко­во­го – как не­бла­го­при­ят­но­го, так и бла­го­при­ят­но­го. Во­прос о том, как это­го дос­тичь, имел два «про­стых» ре­ше­ния, в ос­но­ве ко­то­рых – ото­жде­ст­в­ле­ние «зла» пе­ре­ро­ж­де­ния с дей­ст­ви­ем (те­лес­ным, ре­че­вым, мен­таль­ным). Пер­вое ре­ше­ние пред­ла­га­ли джай­ны и ад­жи­ви­ки: мож­но из­ба­вить­ся от пе­ре­ро­ж­де­ния, пре­кра­тив дей­ст­вие как та­ко­вое; вто­рое – Упа­ни­ша­ды: мож­но до­бить­ся то­го же ре­зуль­та­та, пре­кра­тив ото­жде­ст­в­лять с дей­ст­ви­ем своё выс­шее не­из­мен­ное «я» (уче­ние о выс­шем Ат­ма­не). Джай­ны трак­ту­ют К. на­ив­но ма­те­риа­ли­сти­че­ски – как род ве­ще­ст­ва, ко­то­рое «при­ли­па­ет» к чис­той по сво­ей при­ро­де ду­ше (джи­ва) и, дер­жа её в «свя­зан­ном» со­стоя­нии, ме­ша­ет дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния (мок­ша).

Видео

Агами карму отработать невозможно

Это не совсем так. Разделение санчиты кармы на прарабдху и агами весьма условно, поскольку многое зависит от того, в какой гуне живет и действует человек. Например, пребывая в гуне благости, он может весьма ускорить свое продвижение и за одно воплощение отработать многое из запланированного на будущие жизни (хотя в некоторых случаях этому может воспрепятствовать отсутствие в мире живых некоторых индивидуумов, связанных с человеком кармическими узами). А, живя в невежестве, наоборот — может не исполнить даже прарабдхи (той части кармы, которая была запланирована для отработки в данном воплощении).

Иногда закон кармы не действует, иначе как объяснить, что порой весьма благочестивые и добрые люди переносят болезни и лишения, в то время как другие, свершающие злые поступки и проявляющие несносный характер, наоборот, исключительно удачливы

Данное положение вещей представители тибетского буддизма объясняют иначе. Они считают, что в некоторых случаях люди, совершающие негативные деяния и полные злобы, ненависти и зависти, именно такого рода поведением вызывают к жизни всю благую карму, накопленную в предыдущих воплощениях. В результате их позитивные наработки быстро исчерпываются, а следующие инкарнации будут протекать в совершенно иных условиях (в низших мирах, в телах больных или увечных, в тяготах и лишениях). В то время как люди, посвятившие жизнь самосовершенствованию и беззаветному служению Богу, получают возможность быстро отработать всю негативную карму (которая была рассчитана на много жизней), и именно по этой причине переносят болезни и беды.

Кармические узлы

Карма определяет и влияет на судьбу каждого человека, зависит не только от него и его поведения, но и от кармы всего его рода. В соответствии с этим, карма может быть как положительной, так и отрицательной, почти сплошь состоящей из нерешенных кармических узлов, часть которых накопились в роду этого человека, а часть – результат его ошибок.

Мир вокруг — объективная сущность, одинаковая для всех живущих. Но при этом кто-то ощущает себя счастливым и спокойным, живя в абсолютной гармонии с мирозданием, а кто-то несчастен и становится с каждым годом все несчастнее, собирая годами свой отрицательный кармический груз и присовокупляя его к родовой карме вместо того, чтобы уменьшать ее отрицательное значение.

Кармические узлы завязываются в те моменты, когда человек совершает преступление и не обязательно — уголовное. Это может быть преступление против совести, малодушие, отказ от выполнения тех уроков, которые ему преподносит жизнь, чтобы он смог самосовершенствоваться, преодолевая препятствия. Узел может завязаться даже в тот момент, когда вы совершаете, казалось бы, благое дело, но при этом ждете какой-то благодарности или вознаграждения за свой поступок. Узел завязывается даже не по причине совершения отрицательного поступка, а по причине отрицательного состояния вашей души в момент его совершения.

Кармический узел может завязаться из-за непрощенной обиды. Научитесь прощать.

Карма человека по дате рождения

Считается, что приходим мы в этот мир совершенно не случайно. Важно все: личности родителей, социальное и материальное положение семьи, дата рождения. Это объясняется законом кармы. Имеется ввиду, что мы приходим в тот род, который наибольшим образом будет способствовать решению тех проблем, что мы создали в прошлых воплощениях.

Семья, например, станет воспитывать нас отношениями. То, что заложат родители, в любом случае станет влиять на всю последующую жизнь. Кроме того, есть и астрологический аспект данного вопроса. Известно, что по звездам можно более или менее верно рассчитать основные события, с которыми столкнется человек. В принципе, достоверность выводов астрологов достаточно велика (не имеются ввиду общие гороскопы). Данная информация содержит как положительные, так и отрицательные аспекты.

Получается, что карма человека по дате рождения определяется специальными методиками, один из них — астрология. Единственно, что вызывает раздражение и нарекания со стороны неверующих, так это неконкретность информации. То есть можно понять, что в этом воплощении придется решать вопрос отношений или самореализации. А нюансы человеку придется разбирать и постигать самостоятельно.

Кон цеп ция кармы и Хри сти ан ство

Кон цеп ция кармы и Хри сти ан ство

Что каса­ется тех, кто счи­тают себя кон­фес­си­о­нально опре­де­лив­ши­мися в хри­сти­ан­стве, то они, помимо сооб­ра­же­ний обще­ра­ци­о­наль­ного харак­тера, при­ве­ден­ных выше, имеют воз­мож­ность руко­вод­ство­ваться при оценке учения о реин­кар­на­циях и неко­то­рыми иными ори­ен­ти­рами — уже дог­ма­ти­че­ского порядка.

Учение о пере­во­пло­ще­нии пред­по­ла­гает, во-первых, без­на­чаль­ность того, что соот­вет­ствует душе, и, во-вторых, “сво­бод­ный”, “нефик­си­ро­ван­ный” харак­тер ее связи с телес­ными обра­зо­ва­ни­ями, кото­рые выпол­няют для нее функ­цию внеш­них одежд, в кото­рые она без труда пере­оде­ва­ется.

Обе эти “пози­ции” совер­шенно несов­ме­стимы с основ­ными хри­сти­ан­скими дог­ма­тами.

С дог­ма­том о тво­ре­нии — поскольку он озна­чает, что нетвар­ным, без­на­чаль­ным нача­лом может быть только Бог, кото­рый явля­ется Твор­цом всего сущего, в том числе и души.

С дог­ма­том о тво­ре­нии чело­века в част­но­сти — поскольку уже первый чело­век был создан как нераз­де­ли­мое лич­ност­ное един­ство одной души (отоб­ра­жа­ю­щей образ Нетвар­ного бытия, но твар­ной по при­роде) и одного тела, создан­ных вместе и “при­вя­зан­ных” друг к другу их общим Созда­те­лем, и пере­дал это нераз­дель­ное един­ство всем своим потом­кам.

С дог­ма­том о Бого­во­пло­ще­нии — поскольку уже сам Бог “вос­при­ни­мает” в свое лич­ност­ное ипо­стас­ное един­ство одну чело­ве­че­скую душу нераз­дельно свя­зан­ную с одним телом, а не меняет свои телес­ные формы подобно Протею язы­че­ских рели­гий.

С дог­ма­том об Искуп­ле­нии — поскольку оно пред­по­ла­гает, во-первых, глу­бин­ное, онто­ло­ги­че­ское един­ство чело­ве­че­ского рода, кото­рое в свете учения о карме и сан­саре совер­шенно “раз­мы­ва­ется” и, во-вторых, уни­каль­ную воз­мож­ность “сте­реть руко­пи­са­ния” чело­ве­че­ских про­ступ­ков, кото­рая несов­ме­стима с самим прин­ци­пом “закона кармы”.

С дог­ма­том о Вос­кре­се­нии — поскольку воче­ло­ве­чив­шийся Бог соеди­ня­ется после своей смерти со своим един­ствен­ным телом, а вслед за ним и чело­ве­че­ские души должны соеди­ниться со своими един­ствен­ными (а не бес­ко­неч­ными) телами в конце времен.

С дог­ма­том о Воз­не­се­нии — поскольку вос­крес­ший Бог “под­твер­ждает” здесь свое ипо­стас­ное един­ство со своим един­ствен­ным телом навсе­гда для того, чтобы не только чело­ве­че­ская душа, но тело могло быть “обо­жено”.

Поэтому конеч­ной задаче чело­века, постав­лен­ной перед ним в хри­сти­ан­стве — “обо­же­нию”, идеал, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щий из учения о реин­кар­на­циях — “осво­бож­де­ние” про­ти­во­стоит самым ради­каль­ным обра­зом.

В первом случае речь идет о полном вос­ста­нов­ле­нии лич­но­сти в душевно-телес­ном един­стве ее при­роды и о реа­ли­за­ции в чело­веке “подо­бия” Божия.

Во втором – о полном разъ­еди­не­нии того, что можно назвать душев­ными и телес­ными ком­по­нен­тами инди­вида посред­ством после­до­ва­тель­ного демон­ти­ро­ва­ния лич­ност­ного само­со­зна­ния (резуль­тат кото­рого и мыс­лится как окон­ча­тель­ное выздо­ров­ле­ние субъ­екта).

Поэтому вопрос о соот­но­ше­нии учения о пере­во­пло­ще­нии с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием может быть решен таким обра­зом, что там, где есть хри­сти­ан­ство, нет этой док­трины, а где есть эта док­трина, там нет хри­сти­ан­ства. Неод­но­знач­ное же отно­ше­ние к данной док­трине еди­нич­ных мыс­ли­те­лей, кото­рые в целом были хри­сти­ан­скими (напри­мер, Ори­гена) объ­яс­ня­ется все­цело их увле­че­ни­ями антич­ной фило­со­фией и тем, что про­цесс воцер­ко­в­ле­ния этой фило­со­фии в их эпоху лишь начи­нался. Хри­сти­ан­ские дог­маты, в кото­рых, как мы уже убе­ди­лись, не оста­ется ника­кого про­стран­ства для идей кармы и сан­сары, пред­став­ляют собой орга­ни­че­ское един­ство. Это един­ство доста­точно замкнуто и не склонно к “диа­логу рели­гий”, но зато оно и вполне само­до­ста­точно, что вполне исклю­чает какую-либо недо­ста­точ­ность, кото­рую сле­до­вало бы вос­пол­нять какими-либо миро­воз­зрен­че­скими “син­те­зами”.

Учение о реин­кар­на­циях есть, в конеч­ном счете, лишь одна из попы­ток чело­ве­че­ского рас­судка пере­хит­рить чело­ве­че­ское сердце, без­оши­бочно веря­щее в неиз­беж­ность посмерт­ного над ним суда, соблаз­няя его мнимо удоб­ной схемой, поз­во­ля­ю­щей откла­ды­вать этот суд на n‑ные пери­оды вре­мени — схемой вполне рас­су­доч­ной, кото­рая сама суда рас­судка, как мы попы­та­лись выяс­нить, не выдер­жи­вает.

(пуб­ли­ку­ется в сокра­щен­ном вари­анте)

Теги

Adblock
detector