Фантазии и правда «Кода да Винчи»

Абсолютный вымысел

В самом начале книги Браун пишет: «В этом романе все действующие лица, места и события либо вымышлены, либо не соответствуют действительности». Несмотря на это, далее в романе он пытается поставить под сомнение божественность Христа и достоверность Библии. В довершение ко всему он еще и перетолковывает христианство — например, внушает читателю, что Иисус хотел, чтобы Мария Магдалина после Его смерти возглавила Церковь.

Браун ловко пытается придать этим утверждениям достоверность, вкладывая их в уста двух персонажей-ученых — «профессора иконографии и истории религии по имени Роберт Лэнгдон» и «бывшего члена Королевского исторического общества» сэра Лью Тибинга. Однако эти «ученые» — плод вымысла! В конце главы «Факты» Браун самонадеянно заявляет: «В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов»; но и это утверждение — совершеннейшая выдумка!»

Видео

— Так писала или нет Мария Магдалина Евангелие?

— А вы всегда верите рекламе? Если в рекламе чудодейственной мази появляется дяденька в белом халате, вы так вот прям сразу и верите, что это и в самом деле представитель Академии медицинских наук? А Грабовому вы верите? Он ведь себя Христом называет… Вот и гностические апокрифы написаны грабовыми II–IV вв.

Странно, что Браун не зацитировал тот гностический текст, где уж совсем прямо излагаются сексуальные фантазии «духовных христиан». Я имею в виду «Вопросы Марии». Правда, рукопись этой книжки пока не найдена, и историкам она известна лишь по цитации ее духовным писателем конца IV столетия, святителем Епифанием Кипрским. Итак, хотите альтернативной, недогматической, гностической «духовности»? — Таки кушайте:

«И книг у них много. В них излагаются какие-то «Вопросы Марии»… О Самом Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе не стыдятся говорить, что показывал Он развратные извращения… ибо в «Вопросах Марии», называемых «Большими» (сочинены у них и другие, «Малые»), представляют такое бывшее ей от Него откровение, преподанное Им на горе: Он помолился и взял женщину, что сбоку, и начал с ней совокупляться… и, действуя таким образом, Он перехватил Свое извергнутое семя, дабы показать, что «мы вынуждены поступать так, дабы жить»; и, когда Мария в смущении упала наземь, Он привел ее в сознание и сказал ей: «Зачем сомневаешься, маловерка?». И сказал, что это есть сплетение к Евангелию, и что «если земное говорило вам, и не поверили, то как небесному поверите?», и что [выражение]: когда увидите Сына Человеческого, идущего туда, где был прежде (ср.: Ин. 6, 62) — значит извергнутое семя, получившее участь, откуда и вышло. А насчет сказанного: если не будете есть Мою Плоть и пить Мою Кровь — и учеников, смутившихся и говоривших: кто может такое слушать? (ср.: Ин. 6, 53–60),—говорят, что было слово о безобразии. Потому они и встревожились, и пошли назад, ибо еще не были, говорят, в полноте основания. А реченное Давидом: будет он как древо, посаженное при исходе вод, которое приносит плод свой во время свое (ср.: Пс. 1, Заговорят, сказано о безобразиях человеческих: на исходе вод и плод свой даст,— сказано, говорят, об удовольствии извержения; а [слова]: лист не вянет (ср.: Пс. 1, 3) — [означают], что мы не допускаем, что, говорят, сама земля пропадет, а они сами будут. <...> Ибо полагают, что багряницы Раав на дверях не было (см.: Нав. 2), но, говорят, багряница суть кровь менструальная, и сказанное: пей воды от сосудов жизни — говорит об этом. Говорят же, что плоть гибнет и не воскресает, и она принадлежит князю. Но о силе, заключенной в менструальной крови и в семени, утверждают: это душа, и мы ее, собирая, поедаем. <...> При совокуплении же призывают имя некоего Барбарона (????????) и молятся, говоря: приношу тебе должное, дабы принести должное. Так и приносят: тут же и совокупляются, по-иному подкладываясь, дабы и другой не поднялся, пока не опустится до 365 форм соития… делая так, каждое из имен призывают. <...> Когда же бремя падений — постыдных совокуплений и призваний имен — доходит до числа 730, тогда такой [падший] доходит наконец до дерзости, что говорит: я есмь Христос с тех пор, как сошел свыше чрез имена <365> князей. <…> Если же кто, говорят еретики, пребудет в этом гносисе и соберет себя в мире посредством месячных очищений и похотливых истечений, то он уже не удерживается здесь, но минует сказанных выше князей, доходит же, говорят, до Сабаота, попирает главу его (такова необузданная хула еретиков) и в таком случае переходит в высшую область, где матерь живущих, Барберо или Барбело… и таким образом душа спасается. Некоторые из них, не приближаясь к женам, собственными своими руками растлевают себя, и растление свое берут в руки, и так съедают, клеветнически приводя на сие во свидетельство слова: руки мои сии нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили (ср.: Деян. 20, 34); и еще: делая своими руками, чтобы иметь возможность подавать неимущим (ср.: Еф. 4, 28). <...> А девами называют тех, которые при законном брачном общении никогда не дожидаются, по естественному обычаю, принятия в себя семени, и хотя всегда сообщаются и блудодействуют, но прежде исполнения удовольствия удаляют от общения злотворного растлителя своего и сказанную выше скверну собирают в снедь, как в подражание ухищренному поведению Силома с Фамарью, а в рассуждении девства употребляют это искусство, что хотя растлеваются, но не принимают в себя смешения и истечения сего растления» (Святитель Епифаний Кипрский. Панарион. 26, 8–11).

— А описания документов?

— «Грааль» романа — это тысячи «древних документов в качестве научного доказательства того, что Новый Завет лжет» (с. 410). Тут ясно выражен главный тезис романа и его пропагандистская сверхзадача. Тайна «Грааля» в романе Брауна носит чисто разрушительный, отрицательный характер: это не некая неизвестная духовная мудрость (да и откуда там взяться новизне, если учение Христа, в брауновской версии, ничем не отличается от хорошо известного тантризма?), а компромат. «Величайший секрет братства… Эта информация обладала такой взрывной силой, что защита ее стала смыслом существования самого братства» (с. 20). Минеры-взрыватели чужой веры — вот кем представлены в романе положительно описанные масоны. Их вера не несет позитива (ибо тезис о том, что Христос был простым смертным и женатым человеком, не может быть предметом вдохновляющей веры). Только отрицание: Христос не Тот, за Кого вы Его считали.

Кроме того, «Грааль» — это «потомки Христа». Но и они, согласно Брауну, ничем особым себя в мировой истории и культуре не проявили. Гены оказались бесталанными. Однако жизнь и тайну этих серостей охраняют гении уровня Леонардо да Винчи. Ради чего? Опять же только ради опровержения. Так что Браун придумал слишком грандиозную структуру для слишком маленькой цели.

Изобилие неточностей

По словам Майкла Уилкинса (Michael Wilkins), профессора новозаветного языка и литературы, декана факультета теологической школы Талбот, Университет Биола в Ла Мираде, Калифорния, он специализируется на новозаветном богословии, христологии и ученичестве, с исторической и библейской точки зрения книга Дэна Брауна «изобилует поразительными неточностями». Например:

Браун утверждает, будто древние Олимпийские игры были посвящены волшебству Венеры (глава 6). На самом же деле их проводили в честь Зевса, верховного греческого божества; а Венера — богиня вообще римская, а не греческая.

Свитки Мертвого моря были найдены в 1947 году (а не «в пятидесятые годы», как сказано в главе 55) и никак не могут включать в себя «Евангелия» (глава 55), поскольку появились раньше, чем Новый Завет.

Приорат Сиона (который Браун называет хранителем «тайны» Христа) вовсе не был основан в Иерусалиме в 1099 году французским королем по имени Годфруа де Буйон (глава 37). Он был «изобретен» и зарегистрирован (в соответствии с французским законом) 7 мая 1956 года двумя французами — осужденным мошенником Пьером Плантаром (Pierre Plantard) и Андрэ Бономом (Andre Bonhomme). Таким образом, большая часть сюжетной линии, касающейся Леонардо, основана на фальсификации, что неопровержимо доказано.

Браун описывает Святую Святых как подземное помещение под Храмом Царя Соломона (глава 104). Это не так. Святая Святых — небольшая комната внутри храма, в которой первосвященник приносил жертвы (3 Царств 7:50).

Браун утверждает, что Шехина была «равным Иегове по силе божеством женского рода, живущим в храме» (глава 74). Это не так. В древнееврейском языке слово «шехина» означает зримое проявление славы Божьей.

Согласно Брауну, древнееврейское священное Имя Бога, Jehovah (Иегова), — соединение мужского начала Jahи женского Havah- так якобы звучало имя «Ева» на языке, предшествовавшем древнееврейскому». Это не так. Иегова — это транскрипция древнееврейского YHWH (Яхве), имени, которое Он открыл Моисею (Исход 3:14–15).

Теги

Adblock
detector