Гласные в инфинитиве перед

Предварительный просмотр:

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ.

Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Старый Оскол

Можно ли в глаголах неопределённой формы в слове РЕШАТЬ определить:

                             –ТЬ – это суффикс?

                             –ТЬ – это окончание?

                             –ТЬ – это и суффикс и окончание?

А, может быть, есть и другие варианты?

   Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

Ищу – ищем – ищут

Волшебное – волшебного – волшебная

Сокровище – сокровища – сокровищу

Сколько бы я ни меняла окончание, нового слова не получу. При замене других частей слова – суффикса или приставки – мы получаем новое слово.

Ход – поход – выход

Ход – ходики – ходули

Ход – походка – выходной

При помощи суффиксов и приставок мы получили новые слова.

И так: меняем окончание – нового слова не получаем. Меняем суффикс или приставку – получаем новое слово. Но дело в том, что есть еще одна часть слова, которую, сколько бы мы не меняли, нового слова не получишь: будет форма того же слова. И это не окончание.

   Мы будем говорить с вами об этой части слова. Эта часть слова называется формообразующей суффикс. Суффиксы делятся на две группы.

   Первая группа – это порядочные суффиксы, которые образуют новое слово, а вот вторая часть формообразующие. Они образуют форму слова. Кто-то скажет: ну, и  зачем придумали этот самый формообразующий суффикс? Если он образует только формы, то давайте назовем его окончанием. Если бы было всё так просто! Формообразующие суффиксы живут в основном в глаголах. А глаголы – это такие сложные слова, такая сложная часть речи. Ведь у неё огромное количество категорий. Посмотрите, здесь вам и время, здесь вам и род, и число, и лицо.  И всё это нужно указать в одном слове с помощью окончания? Да тут два бы понадобилось! А как вы представляете себе, слово с двумя окончаниями? Вот и приходится глаголу звать на помощь еще и формообразующий суффикс. Самый частый формообразующий суффикс, который мы встречаем каждый день – это суффикс –Л–. Суффикс прошедшего времени. Это как наш маячок. Видишь на конце слова –Л-, значит, перед тобой прошедшее время глагола.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС –Л

сказал  — м.р.    ед. ч.

принесла  — ж.р.   ед. ч.

срезало    — ср. р.   ед. ч.

приплыли  — мн. ч.

 — это глаголы прошедшего времени. Формообразующий суффикс –Л– нам об этом чётко говорит. А у окончаний этих глаголов своя нагрузка. Она указывает нам, на род глагола и на число. Представляете, если бы на окончание мы навесили еще и время. Именно суффикс –Л– является тем самым сигналом и маячком, что перед нами глагол прошедшего времени. И он делает эту работу. Правда, иногда от неё отлынивает…  Очень мало таких слов, но иногда мужском роде суффикс –Л– хочет от нас с вами убежать. Это вот такие слова:

Нёс

Вёз

Полз

   В этих словах суффикса –Л– не наблюдается. Как же заставить работать суффикс? Да просто поставьте этот глагол в женский род или в средний, а можете в множественное число:

Нёс – несла – несло — несли

Вёз – везла – везло — везли

Полз – ползла – ползло – ползли

  Но таких слов очень мало. В основном все глаголы, которые мы употребляем, в прошедшем времени имеют на конце формообразующий суффикс –Л–. А вот второй формообразующий суффикс глагола, который изучают в начальной школе, у некоторых людей вызывает сомнения. У глаголов в неопределённой форме, которая заканчивается на –ТИ– и –ТЬ–. Дело в том, что когда-то давным- давно наши предки не знали оконцовку глаголов –ТЬ; они всё говорили на – ТИ-:  ходити, лежати, думати, сказати. Но дело в том, что язык – он такой же живой, как и мы с вами. И он постоянно изменяется. С течением времени мы с вами утратили это самое –ТИ–, и стали говорить: ходить, решать, думать. И только в некоторых словах – да и то под ударением – у нас осталась эта самая оконцовка – ТИ.

Нести

Ползти

Идти

   Как же нам с вами её разбирать? Дело в том, что одна часть учителей считает, что это суффикс –ТЬ, –ТИ, формообразующий суффикс. Другая часть учителей говорит, что это окончание. Потому что нового слова она не образовывает, а суффикс должен образовывать новое слово. Третья часть учителей говорит: если у него есть признаки и суффикса и окончания, давайте так и обозначим, что вроде как суффикс, но вроде как окончание.

  Во всех программах начальной школы принято считать –ТЬ и –ТИ суффиксом. И МЫ БУДЕМ ВЫДЕЛЯТЬ ЭТИ СУФФИКСЫ, как формообразующие суффиксы.        Формообразующие суффиксы не входят в основу. И когда ребёнок выделяет основу в слове «НАРИСОВАЛ», он без затруднений делает это. Формообразующий суффикс не входит в основу.

Что же такое основа слова? Основа – это всё слово без окончаний и формообразующих суффиксов. У глаголов в основу не входит окончание и формообразующие суффиксы –Л-, —ТЬ-, и –ТИ-.

Болтушка

Болтун

Болтливый

Болтаешь

Болтала

Болтать

Обратите внимание, что у неопределённой формы глагола окончаний нет.

Видео

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

  1. Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

    под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

  2. Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

    пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

    под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

  3. Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    пол­зать — пол­зав­ший;

    под­везти — под­вез­ший;

  4. Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    выстра­дать — выстра­дан­ный;

    рас­сеять — рас­се­ян­ный;

  5. Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

    сде­лать — сде­лав;

    отве­тить — отве­тив.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;
  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;
  • под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

2. для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зав­ший;
  • под­везти — под­вёз­ший;

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • выстра­дать — выстра­дан­ный;
  • рас­сеять — рас­се­ян­ный;

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

  • сде­лать — сде­лав;
  • отве­тить — отве­тив.

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Как вид­но из при­ве­дён­ных при­ме­ров мор­фем­ных раз­бо­ров неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, инфи­ни­тив может выпол­нять роль любо­го чле­на пред­ло­же­ния.

Например:

1. под­ле­жа­щее

Говорить с ним сей­час об этом не име­ло ника­ко­го смысла.

2. часть сказуемого

2. часть сказуемого

Мне хочет­ся поехать на море.

3. допол­не­ние

3. допол­не­ние

Он попро­сил нас (о чём?) повто­рить эту новость еще раз.

4. несо­гла­со­ван­ное определение

4. несо­гла­со­ван­ное определение

Летом труд­но отка­зать­ся от воз­мож­но­сти (какой?) пере­но­че­вать на сеновале.

5. обсто­я­тель­ство цели

5. обсто­я­тель­ство цели

Вечером мы вышли на набе­реж­ную (с какой целью?) послу­шать  мор­ской прибой.

Инфинитив спо­со­бен управ­лять опре­де­лен­ным па

Инфинитив спо­со­бен управ­лять опре­де­лен­ным паде­жом суще­стви­тель­но­го (место­име­ния), например:

  • достиг­нуть (чего?) достат­ка, берега;
  • асси­сти­ро­вать (кому?) про­фес­со­ру, хирургу;
  • гаран­ти­ро­вать (что?) хоро­шее обслуживание;
  • избрать (кем?) пред­се­да­те­лем, секретарём;
  • бес­по­ко­ить­ся (о ком? о чём?) о сыне, о доче­ри, о здоровье.

По теме: методические разработки, презентации и ко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса»

Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации     Задач…

Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях иНаписание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и
Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Русский язык тема урока:»Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)»…

Конспект по русскому языку
Конспект по русскому языку «Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам»

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"….

Теги

Теги

Adblock
detector