Иисус Христос и его подвиг † Богославие

Претворение воды в вино (в Кане Галилейской)

Фото:
Фото:

Самым первым чудом Христа можно было назвать следующее событие. Во время праздника у гостей заканчивалось вино, но оставалось много воды. В городе Кане Господь, по просьбе Его Матери, превратил воду в кувшинах в вино. При этом напиток, который употребляли израильтяне того времени, отличался от алкогольного напитка, употребляемого сегодня. По сути, это был качественный, немного пьянящий напиток, приготовленный из натурального виноградника. В разбавленном виде, его употребляли даже дети.

Иисус Христос присутствовал на брачном пиру. У молодоженов закончилось вино, и Матерь Божья не знала, что делать в такой ситуации. Христос посоветовал наполнить 6 каменных сосудов водой. Когда напиток распробовали, хозяин праздника ответил: «Всякий хозяин сначала приносит хорошее вино гостям, а потом ставит на стол худое, а ты сберёг его до сегодняшнего дня».

В этом первом чуде Христа есть свой смысл. Мы видим, что молитвы Богородицы за людей имеют великую силу.

Видео

Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге

Фото:
Фото:

После проповеди Христа в Капернаумской синагоге, один из бесноватых крикнул: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, Кто Ты, Святый Божий». Подобными словами нечистый пытался смутить души верующих, однако Христос ответил так: «Замолчи и выйди из него!». Бесноватый тут же упал и многие стали свидетелями выхода нечистого духа из человека. Спустя некоторое время, лежащий стал здоровым, обычным человеком. На людей, находящихся в синагоге, это произвело огромное впечатление, они просто впали в ужас, не понимая, как Христос имеет власть над духами и может изгонять нечистую силу.

ПОВРЕЖДЕНИЕ МИРА

Христианство учит, что мир был сотворен Богом, и всё в сотворенном мире было "добра зело", т.е. очень хорошим. В частности, не существовало смерти, тления (для живых организмов выражающегося в старении, для материи т.н. "мертвого" мира — в постепенном распаде согласно закона неубывания энтропии), не было пищевой цепочки, когда для того, чтобы жить, необходимо убивать. Человек был независим от стихий природы, от самого пространства и материи. Даже времени не было, которое возникло позднее, с повреждением мира (видимо, как служебная характеристика Вселенной, характеризующая процессы распада, и не имеющая своего самостоятельного значения или наполненности), и которое перестанет быть после Второго пришествия.

Научное познание утвердило очевидную иерархичность вселенной. Например, законы биологии основываются на законах химии, химия — на физике, последняя уходит корнями в квантовую теорию вещества. Подобную иерархическую цепочку в глубины материи можно отследить и от скоплений метагалактических доменов. Что здесь важно? Законы различных уровней, "слоев" бытия основаны один на другом. Представим себе, что изменилась постоянная Планка, понимаемая как величина энергии, необходимая для квантового перехода электрона с "орбиты" на "орбиту". Допустим, этой энергии, необходимой для "возбуждения" электрона, стало требоваться меньше. Представляется, что при таких условиях общие электронные пары в химических соединениях будут образовываться легче и раньше. Это означает совершенно другую химию, в которой химические элементы более разнообразны и менее стабильны. Возникшие на таких структурах длинные цепочки гигантских молекул, будущие основы белка, будут совершенно другие. Сама структура белка, существующая сейчас как спираль, закрученная в спираль, а последняя скомкана в шарик, изменится: белок будет легче образовывать более разнообразные формы и распадаться при меньшей температуре. В частности, это означает совершенно иную генетику, и невообразимо другую жизнь. А все началось с какой-то там постоянной Планка, имеющей невообразимо маленькое абсолютное значение.

Проведенный нами мысленный эксперимент, может быть не очень точный, но в принципе с достаточной ясностью иллюстрирует последствия изменения глубинных законов, предлежащих к основам мира, для всего мира в целом во всем его многообразии. Понятно так же, что дальнейшее уменьшение постоянной Планка ниже некоторого критического уровня приведет к невозможности образования устойчивых сложных структур, а с ними и жизни. Подобный мысленный эксперимент можно провести и в сторону увеличения энергии квантового перехода. Или, например, можно "поиграть" массой электрона. Или величиной сил внутриядерных взаимодействий. Или изменением плотности распределения вероятности независимых процессов. Или напряжением потенциального барьера при туннельном переходе. В общем, основная идея представляется понятной: искажение более глубинного закона немедленно приводит к изменению нижестоящей иерархии мира. Слабое искажение меняет мир, сильное искажение может привести к более печальным последствиям.

Теперь довольно легко можно будет сделать следующий шаг. Если мир (космос, вселенная) конечен, то можно справедливо предположить, что иерархия управляющих им законом так же ограничена, и имеется некий самый главный-преглавный закон, лежащий в основе всего бытия. Это духовный закон, который прародители нарушили в момент своего грехопадения, совершив т.н. первородный грех. Результатом искажения основного бытийного закона стало искажение всего тварного мира, причем, видимо, одновременно по всему его объему. Появилось время как мера энтропии, пищевая цепочка, смерть. Мир вроде бы и прекрасен, и поразительно гармоничен, функционирует кажется исправно, но все в нем и сам он стали искаженными, подверженными тлению и распаду. Христианство называет это повреждением первозданной природы мира. Не природы в смысле экосферы, а самой природы вещей мира и природы человека, который стал смертен, подвержен усталости, голоду и холоду.

Поставим практический вопрос: как исправить мир, вернуть его в прежнее состояние? Ответ очевиден: починить сломанную человеками основу бытия, то есть восстановить духовный закон мира.

Очищение от грехов

Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека существенно не только избежать наказания за грех, необходимо перестать быть грешным. Другого пути нет: если мы останемся грешниками, Бог не сможет освободить нас от наказания, потому что Бог не может назвать грешника праведником, а зло объявить добром. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига – это очищение от грехов. Ап. Павел говорит: …Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9:14). Ап. Иоанн Богослов учит, что Господь очищает нас от всякого греха (1Ин.1:7); Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Таким образом, на основании свидетельства апостолов можно утверждать, что жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение: нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой жертвы Христовой. Во Христе человек получает возможность освободиться от греха, но это освобождение совершается не автоматически, а при свободном участии человека через покаяние и личный подвиг. Сила искупительного подвига Христа Спасителя такова, что если человек направит свою свободную волю в направлении искупления, то сможет воспринять плоды искупительной жертвы, в частности освободиться от своих грехов. В силу этого жертва Спасителя называется также и очистительной жертвой.

КАКАЯ ПОЛЬЗА НАМ В ТОМ, ЧТО ХРИСТОС ИСПРАВИЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ В САМОМ СЕБЕ? (Церковь как Тело Христово. Соединение верующих в Церковь)

И вот, человеческое естество исправлено, поврежденная природа восстановлена. А что в связи с этим изменилось в мире? Ну да, Сам-то Христос, по причине сущей в Нем жизни, воскрес. Его человеческое тело после воскресения приобрело, оставаясь материальным, невиданные ранее свойства. В Евангелии зафиксировано исчезновение зависимости от пространства и материальных препятствий, по желанию Сына Человеческого ученики узнавали или не узнавали Его, восстановлена независимость от стихий природы, побеждена усталость и смерть. А остальные человеки? Может быть, мы стали бессмертными? Вроде нет. Может быть, произошло нравственное перерождение в масштабах человечества? Тоже нет: как и во времена земной жизни Христа люди изводили друг друга со света самыми разнообразными способами, так продолжает происходить и сто лет спустя, и тысячу, и теперь уже и две тысячи. Единственно, усовершенствовались и стали более изощренными и эффективными приемы убийства ближнего, убийства как телесного так и духовного.

В чем же дело? Оказывается, в том, что Христос, приняв на себя поврежденную человеческую природу, исправил и восстановил ее только в Самом Себе.

Ну хорошо, кажется все логично, а нам-то от этого какая польза? Ну да, Христос сделал то, что до Него никто сделать не мог, и как мы сейчас понимаем, и не смог бы никогда в принципе. Но какова сотериологическая ценность подвига Христа, Его страданий и крестной смерти для нас?

В принципе, внимательному читателю уже подзаголовок объясняет многое. Но порядка ради добавим несколько строк.

Совершив принципиальное исправление человеческой природы как таковой в Самом Себе, Христос Духом Святым учредил Церковь, Тело Свое. А вот уже в Церковь нам войти можно — Святым Крещением. Войти и присоединиться к Тому, в Ком человеческая природа уже восстановлена. И этим спастись. Поскольку человек — существо сложносоставное, духовно-телесное, постольку и в Церковь входят и духом (св. Крещением) и телом — принятием великого и страшного таинства Евхаристии.

Как воскрес Христос не Духом только, а в теле, так и мы, пройдя через страдания при жизни и последующую смерть, необходимые для завершения восстановления человеческой природы в нас самих, воскреснем вслед за Христом, Первенцем среди человеков, проложившим через смерть дорогу к вечной жизни и протягивающим нам руку помощи на узком пути спасения.

Для спасения мало только войти в Церковь, надо в ней еще и остаться. Но это, как говорится, совсем другая история.

Понятной особенностью Тела Христова является отсутствие в Нем греха, а мы согрешаем. Согрешая, мы отпадаем от Церкви, а принося покаяние и исповедуясь, воссоединяемся с ней. Вновь соединившись, мы можем причаститься Божественного Тела и Крови. Причащаться не покаявшись (церковь говорит: причащаться недостойно) нельзя, от этого болеют и умирают (1 Кор. 11:26-30).

Незнакомое Православие

Назад к списку

Теги

Adblock
detector