Как парусники ходят против ветра

Вот так еще объясняют такое описание движения корабля:

Здесь смысл вот в чём. Как уже написали раньше, плавает только… эээээ… — мусор. А суда и моряки — ходят. Ходят под парусом. Ходят на гребных лодках. Ходят в загранку. Ходят против ветра. Ходят на судах. Другими словами куда хотят, туда и идут. В отличие от мусора, который именно плавает по воле ветра, течения, или волн. Поэтому и нельзя сказать теплоход — плывет. Потому, что он не плывет, куда ветер гонит, а целенаправленно идет к цели.


0

Видео

Как работает парус

Прежде чем приступать к рассмотрению работы паруса, следует остановиться на двух коротких, но важных моментах: 1.Определить, какой именно ветер влияет на паруса. 2.Рассказать о специфической морской терминологии, связанной с курсами относительно ветра.

Истинный и вымпельный ветра в яхтинге

Ветер, который действует на движущееся судно и всё находящееся на нем, отличается от того, который действует на какой-либо неподвижный объект. Собственно ветер как атмосферное явление, дующий относительно земли или воды, мы называем истинным ветром. В яхтинге ветер относительно движущейся яхты называется вымпельным и является суммой истинного ветра и встречного потока воздуха, вызванного движением судна. Вымпельный ветер всегда дует под более острым углом к лодке, чем истинный. Скорость вымпельного ветра может быть больше (если истинный ветер встречный или боковой), или меньше истинного (если он с попутных направлений).

Направления относительно ветра

На ветре значит с той стороны, откуда дует ветер. Под ветром — с той стороны, куда дует ветер. Эти термины, а также производные от них, такие как «наветренный», «подветренный», употребляются очень широко, и не только в яхтинге. Когда эти термины применяют к судну, принято также говорить про наветренный и подветренный борта. Если ветер дует со стороны правого борта яхты, то этот борт называют наветренным, левый борт — подветренным соответственно. Левый и правый галс — два термина, непосредственно связанные с предыдущими: если ветер дует в правый борт судна, то говорят, что оно идет правым галсом , если в левый –то левым. В английской морской терминологии то, что связано с правым и левым бортом, отличается от обычных Right и Left. Про правый борт и всё, что к нему относится, говорят Starboard, про левый — Port.

Курсы относительно ветра

Курсы относительно ветра различаются в зависимости от угла между направлением вымпельного ветра и направлением движения судна. Их можно разделить на острые и полные.

Бейдевинд — острый курс относительно ветра. когда ветер дует под углом менее 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°). Полными курсами относительно ветра называются курсы, когда ветер дует под углом 90° и более к направлению движения яхты. К таким курсам относятся: Галфвинд — ветер дует под углом от 80 до 100°. Бакштаг — ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг). Фордевинд — ветер дует в корму под углом более 170°. Левентик — ветер строго встречный или близок к таковому. Поскольку против такого ветра парусное судно двигаться не может, его чаще называют не курсом , а положением относительно ветра.

Маневры относительно ветра

Когда яхта, идущая под парусами, меняет свой курс так, что угол между ветром и направлением движения уменьшается, то говорят, что судно приводится. Другими словами, привестись значит пойти под более острым углом к ветру. Если происходит обратный процесс, т. е. яхта меняет курс в сторону увеличения угла между ним и ветром, судно уваливается . Уточним, что термины («приводиться» и «уваливаться» используются тогда, когда лодка меняет курс относительно ветра в пределах одного и того же галса. Если же судно меняет галс, то тогда (и только тогда!) такой маневр в яхтинге называется поворотом. Существует два различных способа перемены галса и, соответственно, два поворота: оверштаг и фордевинд . Поворот оверштаг — это поворот против ветра. Судно приводится, нос лодки пересекает линию ветра, в какой-то момент судно проходит через положение левентик, после чего ложится на другой галс . Яхтинг при повороте фордевинд происходит противоположным образом: судно уваливается, корма пересекает линию ветра, паруса переносят на другой борт, яхта ложится на другой галс. Чаще всего это — поворот с одного полного курса на другой.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРУСОВ НА ПАРУСНО-ГРЕБНОМ СУДНЕ

3.1. На малых разборных парусных судах применяются два режима движения:

— чисто парусный, когда судно при любом направлении ветра движется в нужную сторону под парусом (а весла, как правило, используются при отходе от берега, подходе к нему и маневрировании в узостях; гребля на таком судне обычно мало эффективна);

— парусно-гребной, когда судно в штиль или при слабом ветре «в лоб» (противном ветре) – движется на веслах, а при благоприятном ветре — под парусом

3.2. Границы применения паруса на судне с латинским вооружением показаны на рис.2. Против ветра (силой менее 2-x баллов) штатно загруженное судно может идти не круче 60 градусов к его направлению. Совместное использование паруса и весел позволяет повысить крутизну курса (уменьшить этот угол) до 55…50 градусов. Добираться еще большой крутизны курса нерационально – скорость движения вперед заметно падает, а боковой дрейф намного возрастает. Выгоднее спустить парус (он оказывает существенное сопротивление движению) и идти только на веслах. Соответственно, нерационально пытаться идти в лавировку (рис.1-b) – для этого применяется «лавировочное» вооружение (но оно существенно тяжелее, затрудняет греблю одному, по крайней мере, члену экипажа, заметно увеличивает время перехода от движения под парусом к гребле; судно утрачивает свои основные достоинства – ходкость на веслах, портативность, небольшой вес).

3.3. Парусно-гребной режим движения уменьшает зависимость экипажа от капризов ветра. Особенно наглядно это проявляется при благоприятном, но несильном, периодически стихающем ветре (ситуация, типичная для лета, периодически стихающем ветре ()): экипаж парусно-гребного судна, периодически отдыхая при движении под парусом, может поддерживать достаточно высокую скорость плавания длительное время – в отличии от аналогичных судов, использующих только парус или только вёсла.

Гребля не «девальвирует» привлекательность парусного плавания: при правильно выбранном маршруте (с учётом господствующих для данной местности в летнее время ветров) удаётся проходить под парусом, как минимум, 50 … 60% пути. Сочетание паруса и вёсел позволяет каждому экипажу установить приемлемый для него режим физических нагрузок.

Есть и такая версия:

Судно идет, это означает управляемое движение в определенном направлении. На русском флоте в основном применяются термины, которые в наш язык попали из других языков. Они используются в прямом значении или в переводах. Например, в английском языке «to go to sea» имеет значения «выйти в море» и «стать моряком», первое значение в прямом переводе на русский язык имеет подобное значение. Поэтому не стоит наделять моряков чем-то особенным, они просто используют традиционные морские термины чужих языков.


0

Теги

Adblock
detector