Компенсации за погибших в авиакатастрофах предлагают повысить до $250 тыс

Какие выплаты положены близким

Близким погибшего в авиакатастрофе на внутреннем рейсе в РФ положено несколько видов выплат:

  • Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, авиакомпания выплачивает 2 млн руб.
  • В рамках обязательного страхования жизни пассажира выплачивается 120 МРОТ — это 1 634 040 руб. в 2022 году.
  • Отдельно оплачивается багаж и ручная кладь, утраченные в результате катастрофы.
  • Федеральные и местные органы власти могут назначить дополнительные выплаты.

Кроме того, если погибший оформил добровольное страхование жизни, то положена соответствующая выплата по полису. Иногда близкие обращаются в суд для увеличения суммы компенсаций, например, в рамках возмещения морального ущерба.

При гибели пассажира на зарубежных рейсах компенсации выплачиваются согласно положениям международных нормативных актов и законодательства стран, где произошла катастрофа. В таком случае суммы компенсаций и страховых выплат превышают российские.

Видео

В каких случаях можно подать иск о компенсации морального ущерба?

Родственники жертв авиакатастроф могут в суде требовать возмещения морального ущерба. По информации ТАСС, в России подобный иск впервые был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам погибших 3 июля 2001 года под Иркутском в катастрофе Ту-154 компании «Владивосток-Авиа» более 500 тыс. руб. компенсации. По делу о гибели пассажиров суд счел разумной сумму компенсации морального вреда за смерть родственника в размере 7000 рублей.

Пострадавшие и родственники жертв авиакатастроф могут оспорить размер компенсаций, но, по словам авиаюриста, в некоторых случаях подавать такие иски не имеет смысла. «Исходя из той статистики, которая мне известна, в большинстве случаев авиакатастрофы случаются по вине экипажа, из-за погодных условий и т. д., такие основания не позволяют предъявлять претензии компаниям-производителям воздушных судов, поскольку их вина отсутствует», — объясняет Елтунов.

Как отмечает эксперт, авиакатастрофы, в которых официальной причиной являются те или иные технические недостатки воздушного судна, указывающие на прямую вину производителей, очень редки. «Кроме того, если виновными в авиакатастрофе являются организации, обслуживающие авиаперевозчика, то требования могут предъявляться к ним. Но в любом случае в первую очередь требования предъявляются к авиаперевозчику, так как непосредственно он оказывает услуги и отвечает за их качество. Вместе с тем лицам, которые обращаются за компенсацией вреда, возникшего в результате авиакатастрофы, нужно помнить о страховых компаниях: авиаперевозчик обязан страховать свою ответственность перед третьими лицами», — говорит Елтунов.

Крупные авиакатастрофы российских перевозчиков за последние 10 лет Подробнее

Страховщики, суды, адвокаты

Страховые компании в первую очередь стремятся к увеличению своей прибыли, то есть, чтобы сумма выплат была поменьше и все взаиморасчёты завершились побыстрее. Этому способствует, например, довольно большой перечень документов, которые компания требует собрать для получения компенсационной выплаты. Многие предпочитают быстро получить сниженную выплату при условии оформления мирового соглашения в суде. Другим при том же условии предлагают дополнительную компенсацию. После подписания мирового соглашения родственники погибшего уже не вправе предъявлять какие-либо дальнейшие претензии авиаперевозчику и его страховой компании.

Опытные адвокаты, представляющие интересы родственников жертв авиакатастроф, советуют им не спешить с заключением мирового соглашения. Ввиду сравнительно небольших сумм, присуждаемых в отечественных судах в качестве возмещения морального ущерба, основной упор при этом делается на возможности привлечения к ответственности иностранных компаний на основе зарубежного законодательства. Например, если разбившийся самолёт был иностранного производства, или ремонтировался с использованием иностранных комплектующих, или проходил техническое обслуживание за рубежом и так далее. При этом есть надежда на взыскание достаточно больших сумм. Конечно, при таком подходе дело может затянуться на многие годы. И хотя срок давности при этом отсутствует, на перспективу многолетнего ожидания с неясным окончательным исходом соглашаются далеко не все.

Примером такого затяжного процесса являются продолжающиеся до настоящего времени судебные разбирательства по искам родственников жертв авиакатастрофы над Синайским полуостровом в 2015 году (большинство погибших были жителями Санкт-Петербурга). В данном случае всё осложняется ещё тем, что власти Египта уклоняются от ответственности, заявляя, что расследование пока не завершено, хотя очевидные факты указывают на теракт, который не смогли предотвратить египетские службы безопасности.

Сумма, выплачивая родственникам

Сумма компенсации жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

  • 2 млн руб. ответственности авиакомпании;
  • не менее 715 тыс. 800 руб. (120 МРОТ) обязательного страхования жизни;
  • компенсация за утраченный багаж и ручную кладь;
  • дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;
  • выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом — в этом случае размеры страховой компенсации регулируются международными договорами и иностранным законодательством — например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

  Вице-президент петербургской палаты адвокатов Та

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

«Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты,  которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2020 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов. Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб. Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений.

Теги

Adblock
detector