Линейная и воздушная перспектива в рисунке

Понятие перспективы

Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи – это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.

Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.

Видео

Принципы построения

Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.

• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия. • От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства. • Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане. Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.

Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.

Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.

Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.

Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.

При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.

Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.

Перспектива и наложение

Многие художники упускают из виду, что в картине должны присутствовать объекты, которые определяют уровень глаз и задают контекст перспективы. Они просто крупно изображают на первом плане какие-нибудь предметы, надеясь, что это само по себе придаст работе глубину:

Однако если рядом нет объектов, которые задают контекст, то все эти крупные предметы просто парят в воздухе. Зритель не понимает, как они соотносятся с уровнем глаз, и какова на самом деле их величина.

Но даже если художник пытается показать глубину с помощью сетки, объекты в картине будут неизбежно накладываться друг на друга и скрывать те части холста, которые могли бы показать перспективу. Так происходит и в рисунке Гуарнидо — здесь точка схода закрыта фигурой кота. Но художник оставляет на виду достаточно линий, которые к ней устремлены, чтобы зритель мог правильно расшифровать перспективу.

Американский художник Дин Корнуэлл тоже оставляет достаточно информации, чтобы можно было восстановить точки схода. В этой работе их две:

Мысленно проведя через них линию горизонта, мы легко можем представить сетку, которую использовал художник.

Главные подсказки у Корнуэлла — это предметы, которые стоят на полу. Конечно, если мы будем вращать эти предметы, то точка схода поменяет своё местоположение. Но она всё равно остаётся на линии горизонта:

Возвращаясь к наложению объектов: оно всегда придаёт картине глубину, но с ним лучше быть поаккуратнее, если вы не хотите испортить силуэты. Например, вот восточная пагода:

Небольшое наложение сделает этот рисунок глубже, при этом зритель всё ещё будет понимать, что перед ним именно пагода:

Но если перестараться с наложением, силуэт легко испортить:

Теперь вряд ли можно догадаться, что это постройка в восточном стиле.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива – это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.

На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.

Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа. Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.

Рисуем глубину

Марко шаг за шагом показывает, как нарисовать картину с учётом законов глубины. Он начинает с того, что проводит линию горизонта, определяет точку схода и строит сетку:

Зритель в данном случае будет смотреть на изображённые объекты, словно находясь высоко над землей — на последнем этаже какого-нибудь здания, на уровне крыш. Поэтому все крыши будут располагаться низко над линией горизонта:

Кроме того, Марко вообще представляет этот город приподнятым над землёй, так что плоскость земли должна быть ниже линии горизонта. Об этом можно догадаться по уровню воды в канале между домами:

Поскольку город плотно застроен, на картине появляется множество объектов, которые накладываются друг на друга — дома на переднем плане частично закрывают дома на среднем плане, фигуры людей закрывают набережную, по которой они идут, а лодки помещаются перед стенами. Казалось бы, это само собой разумеющаяся вещь, но Марко говорит, что часто художники стремятся избежать наложения объектов, и это сразу крадёт у картины часть глубины.

Художник также предупреждает, что при наложении теней нужно следить, чтобы прежние силуэты сливались в новый.

На определенном этапе Марко чувствует, что город уже достаточно ему знаком и проработан, чтобы населить его людьми. Там и сям он рисует то человека, то лодку. Это достаточно увлекательный процесс, когда знаешь, что база создана прочная, и её уже ничто не испортит:

Когда художник замечает, что где-то нарушил перспективу, он возвращается к сетке и выравнивает по ней те объекты, которые выбились из общего ряда:

В итоге город получается примерно таким:

Угловая перспектива

Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба. 

Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, реМы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса. 

Линейная перспектива поэтапно

Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.

Фронтальная перспектива

Фронтальная перспектива

Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.

Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс. Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам. Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.

Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.

Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.

Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа. Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.

Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода. Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.

Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной. На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра. Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.

Угловая перспектива поэтапно

Угловая перспектива поэтапно

Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.

Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.

Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.

Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.

Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.

Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.

Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.

Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.

Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.

Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.

Трехточечная перспектива и ее этапы

Трехточечная перспектива и ее этапы

При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.

Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.

Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.

От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.

Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.

На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны. Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.

Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу». Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.

Теги

Adblock
detector