Мировое дерево в легендах и мифах

Мировое Древо центр Вселенной

Начиная наше знакомство с легендами о Мировом Древе, хочу начать с версий относительно того, как оно могло появиться в совершенно разных мировых культурах, в фольклоре народов, что не были связаны друг с другом.

По мнению исследователя В.Н.Топорова образ Мирового Древа может быть олицетворением оси мира, вокруг которой и создаётся наша жизнь. Мифическое дерево являлось подобием центра мироздания, однако оно появляется далеко не у всех народов.

Другой учёный, Ю.Е.Берёзкин, в своих трудах склоняется к тому, что с Мировым Древом могло быть связано банальное поклонение древесным символам и божествам, ведь не секрет, что многие древние племена смогли выжить за счёт использования древесных ресурсов. Мировое Древо наши далёкие предки неизменно связывали с жизнью.

Видео

Священные древа мира в римской мифологии

В римской мифологии тоже было немало священных деревьев, которые можно было бы связать с образом мирового древа. Они в некоторых случаях перекликались с греческими мифами, сами деревья тоже частично совпадали.

В первую очередь это также дуб. Так же, как в греческой мифологии он был посвящён Зевсу, в римской дуб считался священным деревом Юпитера, верховного бога-громовержца, который отождествлялся с Зевсом. Жёлуди римляне называли «юпитеровы плоды». Дубовые венки надевались на голову тому, кто спас гражданина Рима, т.е. проявил невероятную смелость и силу.

Римляне не обошли вниманием и оливковое дерево. Оно тоже воплощало мир, спокойствие. Олива была священным растением богини Пакс, персонификации мира. Эта богиня была чистым олицетворением подобного понятия, из-за чего не имела родителей или детей. Существовал лишь её отдельный образ. Пакс появлялась в мифах очень редко, так как и в самом Риме мир царил лишь иногда. В греческой мифологии такие же функции выполняла Эйрена, одна из хор или ор, дочерей Зевса, отвечавших за порядок в мире.

Как и в Греции, в Риме очень чтили лавровое дерево. В обоих государствах оно считалось деревом Аполлона. Лавр особенно любили из-за аромата его листьев. Ими окуривали помещения, храмы, листья использовали также часто в ритуалах. Сам по себе лавр воплощал триумф, также как и сплетённые из него венки.

Очень интересным священным деревом была смоковница. Дикое дерево считалось воплощением мужского начала, мужским деревом, а культивируемое – женским. Большое значение для римлян имела так называемая Руминальская смоковница, легендарное дерево, росшее когда-то у подножия одного из семи холмов Рима, Палатинского холма.

Руминальская смоковница росла у Тибра, именно там, куда приплыла колыбель с брошенными в реку Ромулом и Ремом, основателями Рима. Рядом также находилась пещера под названием Луперкал. Всё это служилось укрытием для младенцев, которых вскармливала легендарная волчица.

Ромул и Рем, Луперкал, Тиберин и Палатин на рельеф

Ромул и Рем, Луперкал, Тиберин и Палатин на рельефе с алтаря. Палаццо Массимо-алле-Терме. Рим, Италия.

Многие историки упоминали, что видели смоковницу. Другие же описывали только пни или же новые деревья, которые заменили изначальное. Например, одна из последующих смоковниц, по легенде, выросла от удара молнии и потому тоже приобрела священный статус. Нездоровое состояние дерева считалось плохим предзнаменованием.

Мировое древо в мифологии Месопотамии

Один из вариантов образа мирового дерева в мифологии представлен в древнешумерском эпосе о Гильгамеше. Именно здесь мы встречаем его традиционное древовидное изображение и сталкиваемся с существами, населявшими части: в кроне — птица Анзуд, на стволе — дева Лилий, в корнях — змея.

Мировое дерево из мифологии Древней Месопотамии отождествляется с мифологической горой Кур, с глиняным основанием и оловянной вершиной. Она стоит на богине Земли Ки, а на ее вершине размещается бог Неба Ан. А подземным царством управляет Нергал.

Хтонические существа как модель мирового древа

Сначала необходимо разобраться в самом понятии, которое имеет отношение к древнеязыческой мифологии. Хтоническими в ней являлись ужасные чудовища — порождения божеств первых, изначальных поколений (Гея и ее злое потомство — у греков, Тиамат — у аккадцев и вавилонян и др.) Но прежде всего такие существа — особенность древнегреческого мифотворчества.

Главной характеристикой этих персонажей является синтез во внешнем облике частей тела нескольких животных. А олицетворением — Зло, как мировое проявление и месть, и жесткост, как его инструмент.

Так, хорошо известная Эхидна — синтез женщины и змеи. В данном случае змеиная ее часть символизирует Подземный мир, женское туловище и голова — мир Земной, а божественное происхождение — Небесный.

Эхидна была матерью не менее колоритных персонажей — хранителей Аида многоголовых огнедышащих псов Орфа и Цербера. Так, Цербер представлял собою трехголового пса, на шеях которого извивались вместо шерсти змеи, а на конце хвоста была голова дракона. В данном синтезе змеиные и драконьи элементы олицетворяют Аид, собачье туловище и головы — Земной мир, божественное начало — Небесный мир. Однако поскольку отношения к созданию таких существ ни Уран-Небо, ни боги, обитающие в мире небесном, не имели, то трактовка последней составляющей спорна.

И еще один греческий персонаж, также порождение Эхидны и Тифона, — Химера. Ее облик сочетает в себе туловище козы — олицетворение мира Земного, хвост змеи — мир Подземный, шея и голова льва — солярный символ, связанный с поклонением Солнцу, а значит, может быть соотнесен с миром Небесным.

В египетской мифологии приходит на ум образ страшного чудовища Амамат, которому в преддверии чертога Осириса в Дуате в ходе обряда взвешивания бросали на съедение сердце солгавшего грешника. Этот персонаж соединил в себе элементы крокодила (Подземный мир), бегемота (Земной мир) и льва (Небесный мир). Он является олицетворением расплаты за грехи.

Обращение к Мировому древу в заговорах и славянских обрядах

Мировое дерево, связывающее три мира, помогает перемещаться между ними. У нас сохранились сказки о том, как человеку удалось попасть в мир Прави, поднявшись по стволу Мирового древа.

Образ перемещения по стволу волшебного дерева сохранился в славянских заговорах. Во многих древних заговорах человек входит в «божий Мiръ» через образ «булатного дуба» или «дуба вверх корнями», растущего на Алатырь-камне, расположенном в центре моря-океана. Перемещаясь по Мировому древу в ходе обряда, Ведающий попадал в мир славянских Богов, где мог обратиться к ним с просьбой.

Теги

Adblock
detector