Онтология как филосовское учение о бытии и её фундаментальные категории

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины. Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее — это всё, что существует. Бытие — первично, сущее — вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос «Что существует, а что нет?»

ÑÓÁÚÅÊÒÈ ÍÎ-ÈÄÅÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÀß ÒÐÀÊÒÎ ÊÀ ÁÛÒÈß

Òåïåðü æå ðàññìîòðèì âòîðîå òå÷åíèå èäåàëèñòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ — ñóáúåêòèâíûé èäåàëèçì. Ñóáúåêòèâíûå èäåàëèñòû ñ÷èòàþò, ÷òî èäåàëüíûì ïåðâîíà÷àëîì, êîòîðîìó âñ¸ ñóùåñòâóþùåå îáÿçàíî ñâîèì áûòèåì, ÿâëÿåòñÿ ñîçíàíèå êàæäîãî ÷åëîâåêà (ñóáúåêòà). Ýòî ïðèâîäèò ê îòðèöàíèþ îáúåêòèâíîãî õàðàêòåðà âñåé ðåàëüíîñòè. Âñå îáúåêòû ðåàëüíîñòè ñóùåñòâóþò ëèøü â íàøåì ñîçíàíèè è òâîðÿòñÿ èì, — ïîëàãàþò ñóáúåêòèâíûå èäåàëèñòû. Ïîñëåäîâàòåëüíîé ôîðìîé ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ÿâëÿåòñÿ ñîëèïñèçì (ëàò. solus ipse — òîëüêî ñàì), óòâåðæäàþùèé åäèíñòâåííîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ âîñïðèíèìàþùåãî ñóáúåêòà. Âñ¸ îñòàëüíîå îáúÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì äåÿòåëüíîñòè, àêòèâíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ. Áëèæå âñåãî ê ñîëèïñèçìó ïîäõîäèò ôèëîñîôèÿ Ä. Áåðêëè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ôèëîñîôèè âñòðå÷àþòñÿ è ïîëó÷àþò ðàñïðîñòðàíåíèå óìåðåííûå ôîðìû ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà, íå îòðèöàþùèå íàïðÿìóþ ñóùåñòâîâàíèå âíåøíåé ðåàëüíîñòè. Ñóáúåêòèâíûé èäåàëèçì îñíîâûâàåòñÿ íà äåéñòâèòåëüíîé òðóäíîñòè äîñòîâåðíîãî äîêàçàòåëüñòâà íåçàâèñèìûõ îò ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ ñóáúåêòà îáúåêòîâ ðåàëüíîñòè. È. Êàíò íàçûâàë ýòî «ñêàíäàëîì â ôèëîñîôèè».

Ðîäîíà÷àëüíèêîì ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà â çàïàäíîé ôèëîñîôèè ÿâëÿåòñÿ Äæîðäæ Áåðêëè. Äðóãèìè ïðåäñòàâèòåëÿìè êëàññè÷åñêîé ôîðìû ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ÿâëÿþòñÿ Ôèõòå, Þì, ñõîæèå èäåè òàêæå ðàçâèâàë Êàíò. Ñðåäè ôèëîñîôñêèõ òå÷åíèé XX âåêà ê ñóáúåêòèâíîìó èäåàëèçìó èíîãäà îòíîñÿò ðàçëè÷íûå øêîëû ïîçèòèâèçìà (ìàõèçì, îïåðàöèîíàëèçì, ëîãè÷åñêèé ýìïèðèçì, ëèíãâèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ è ò. ï.), ïðàãìàòèçì, ôèëîñîôèþ æèçíè (Íèöøå, Øïåíãëåð, Áåðãñîí) è âûðîñøèé èç íå¸ ýêçèñòåíöèàëèçì (Ñàðòð, Õàéäåããåð, ßñïåðñ è äð.).

Äæîðäæ Áåðêëè (1685 — 1753) — àíãëèéñêèé ôèëîñîô íîâîãî âðåìåíè, ñóáúåêòèâíûé èäåàëèñò. Ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå îñíîâíûå èäåè åãî ôèëîñîôèè:

· ñàìî ïîíÿòèå ìàòåðèè ëîæíî;

· ñóùåñòâóþò îòäåëüíûå âåùè, îòäåëüíûå îùóùåíèÿ, íî åäèíîé ìàòåðèè êàê òàêîâîé íåò;

· ìàòåðèàëèçì — òóïèêîâîå íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ìàòåðèàëèñòû íå ñïîñîáíû äîêàçàòü ïåðâè÷íîñòü îòäåëüíûõ âåùåé (êîòîðûå îíè èìåíóþò ìàòåðèåé) ïî îòíîøåíèþ ê èäåå;

íàîáîðîò, ïåðâè÷íîñòü èäåè ëåãêî äîêàçóåìà — ïåðåä èçãîòîâëåíèåì ëþáîé âåùè ñóùåñòâóåò åå èäåàë, çàìûñåë â óìå ÷åëîâåêà, êàê è çàìûñåë îêðóæàþùåãî ìèðà â ñîçíàíèè Áîãà-òâîðöà;

· åäèíñòâåííàÿ î÷åâèäíàÿ ðåàëüíîñòü åñòü ñîçíàíèå ÷åëîâåêà;

· ñî ñìåðòüþ ÷åëîâåêà è åãî ñîçíàíèÿ èñ÷åçàåò âñå;

· èäåè — ýòî ñàìîñòîÿòåëüíûé ñóáñòðàò, à íå îòðàæåíèå ÷åãî-ëèáî, îêðóæàþùèé ìèð ïîäñòðàèâàåòñÿ ïîä èäåè;

· âûñøèì äîêàçàòåëüñòâîì ïåðâè÷íîñòè èäåè ÿâëÿåòñÿ ñóùåñòâîâàíèå Áîãà; Áîã âå÷íî ñóùåñòâóåò è íå ìîæåò èñ÷åçíóòü, â òî âðåìÿ êàê åãî òâîðåíüå, îêðóæàþùèé ìèð íåïîñòîÿíåí, õðóïîê è âñåöåëî çàâèñèò îò íåãî.

Äýâèä Þì (1711 — 1776) — äðóãîé àíãëèéñêèé ôèëîñîô, ñóáúåêòèâíûé èäåàëèñò — ïðèäåðæèâàëñÿ ñëåäóþùèõ âçãëÿäîâ:

· ïðîáëåìà îòíîøåíèÿ áûòèÿ è äóõà íåðàçðåøèìà;

· ÷åëîâå÷åñêîå ñîçíàíèå ñêëîííî ê èäåÿì;

· ñàì ÷åëîâåê åñòü êîíöåíòðèðîâàííàÿ èäåÿ (âñÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ æèçíü åñòü ïðîöåññ ðîñòà åãî èäåàëüíîé ñèëû — îïûòà, çíàíèé, ÷óâñòâ);

· áåç ñâîåé èäåàëüíîé ñóùíîñòè (íàïðèìåð, áåç âîñïèòàíèÿ, îïûòà, ñèñòåìû öåííîñòåé) ÷åëîâåê íå ñìîã áû âîîáùå ïîëíîöåííî âîñïðèíÿòü ìèð;

· ÷åëîâåê ñîñòîèò èç äâóõ èäåàëüíûõ íà÷àë: «âïå÷àòëåíèÿ âíåøíåãî îïûòà» — ïðèîáðåòåííûå çíàíèÿ è îïûò; «âïå÷àòëåíèÿ âíóòðåííåãî îïûòà» — àôôåêòû, ñòðàñòè;

· àôôåêòû, ñòðàñòè èãðàþò áîëüøóþ ðîëü â æèçíè ÷åëîâåêà è â õîäå èñòîðèè.

Îñîáûé âêëàä â ðàçðàáîòêó ñèñòåìû ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà âíåñ Èîãàíí Ãîòëèá Ôèõòå (1762 — 1814) — ïðåäñòàâèòåëü íåìåöêîé êëàññè÷åñêîé ôèëîñîôèè, ïðîôåññîð (â ïîñëåäíèé ãîäû æèçíè — ðåêòîð) Áåðëèíñêîãî óíèâåðñèòåòà.

Êëþ÷åâûì ìîìåíòîì ôèëîñîôèè Ôèõòå áûëî âûäâèæåíèå òàê íàçûâàåìîé «ß-êîíöåïöèè».Ïîâîä ê åå âûäâèæåíèþ — ïðîòèâîðå÷èÿ â ôèëîñîôèè Êàíòà, ó÷åíèêîì è ñòîðîííèêîì êîòîðîãî áûë Ôèõòå. Ãëàâíîå ïðîòèâîðå÷èå Ôèõòå âèäåë â êàíòîâñêîì ðàçäåëåíèè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà (÷åëîâåêà) è íåïîçíàâàåìîãî îêðóæàþùåãî ìèðà («âåùåé â ñåáå»). Äàííîå ðàçäåëåíèå, ïî Ôèõòå, êàê è èäåàë îá îãðàíè÷åííûõ ïîçíàâàòåëüíûõ âîçìîæíîñòÿõ ðàçóìà, àíòèíîìèÿõ, îêîí÷àòåëüíî ëèøàåò ôèëîñîôèþ íàäåæäû âûïîëíèòü åå ãëàâíóþ çàäà÷ó — îáúåäèíèòü áûòèå è ìûøëåíèå.

Ôèõòå èäåò äàëüøå ñâîåãî ó÷èòåëÿ Êàíòà:

· îòâåðãàåò ñàìó èäåþ «âåùåé â ñåáå» — íåïîçíàâàåìîé ðàçóìîì âíåøíåé ðåàëüíîñòè;

· åäèíñòâåííîé ðåàëüíîñòüþ ïðîâîçãëàøàåò âíóòðåííå, ñóáúåêòèâíîå, ÷åëîâå÷åñêîå «ß», â êîòîðîì çàêëþ÷àåòñÿ âåñü ìèð (òî åñòü îáúåäèíÿåò áûòèå è ìûøëåíèå ïóòåì ïîìåùåíèÿ áûòèÿ âíóòðü ìûøëåíèÿ, ïðè÷åì ñóáúåêòèâíîãî, ïåðåíåñåíèÿ ñóáúåêòà â îáúåêò);

· ñ÷èòàåò, ÷òî æèçíü îêðóæàþùåãî ìèðà ïðîèñõîäèò òîëüêî âíóòðè ñóáúåêòèâíîãî «ß»;

· âíå ìûøëåíèÿ, âíå «ß» ñàìîñòîÿòåëüíîé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè íåò;

· ñàìî «ß» — íå ïðîñòî ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, ýòî äâèæåíèå, òâîðÿùàÿ ñèëà, âìåñòèëèùå îêðóæàþùåãî ìèðà, íàääåéñòâèòåëüíîñòü, ôàêòè÷åñêè âûñøàÿ ñóáñòàíöèÿ (ïî àíàëîãèè ñ âûñøåé ñóáñòàíöèåé — Áîãîì â ôèëîñîôèè Äåêàðòà è Ñïèíîçû).

«ß» èìååò ñëîæíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, êîòîðûå Ôèõòå îïèñûâàþòñÿ äèàëåêòè÷åñêè ïî ñõåìå «òåçèñ — àíòèòåçèñ — ñèíòåç», à èìåííî:

· Àáñîëþòíîå ß ïîëàãàåò ñàìî ñåáÿ («ß» ïîëàãàåò ß);

· «ß» ïîëàãàåò (îáðàçóåò) «íå-ß» — âíåøíþþ îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü (àíòèòåçèñ);

· «ß» (àêòèâíîå òâîðåíèå, íà÷àëî, ñóáúåêò, ñîçíàíèå ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè) âçàèìîäåéñòâóåò ñ «íå-ß» (ïàññèâíûì íà÷àëîì — îêðóæàþùèì ìèðîì) âíóòðè Àáñîëþòíîãî ß (âìåñòèëèùà, âûñøåé ñóáñòàíöèè).

Âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó «ß-÷åëîâåêîì» è «íå-ß» — îêðóæàþùèì ìèðîì âíóòðè «Àáñîëþòíîãî ß» — ñóáúåêòèâíîãî äóõà ìîæåò áûòü:

· ïðàêòè÷åñêèì (îò «ß» — ê «íå-ß»; «ß» — òâîðèò, îïðåäåëÿåò «íå-ß», îñíîâíîé âèä âçàèìîäåéñòâèÿ);

· òåîðåòè÷åñêèì (îò «íå-ß» ê «ß» — âòîðîé, áîëåå ðåäêèé âèä âçàèìîäåéñòâèÿ, ýìïèðè÷åñêèé, ïåðåäà÷à îïûòà, èíôîðìàöèè èç «íå-ß» — îêðóæàþùåãî ìèðà — â «ß» (êîíêðåòíîå ñîçíàíèå).

Äðóãîé âîïðîñ ôèëîñîôèè Ôèõòå — ïðîáëåìà ñâîáîäû. Ïî Ôèõòå, ñâîáîäà — äîáðîâîëüíîå ïîä÷èíåíèå âñåîáùåé íåîáõîäèìîñòè. Âñÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ èñòîðèÿ — ïðîöåññ ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñâîáîäû, ïóòü ê åå òîðæåñòâó. Îñíîâà âñåîáùåé ñâîáîäû — íàäåëåíèå âñåõ ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòüþ.

 êîíöå æèçíè Ôèõòå ñòàë ïîñòåïåííî ïåðåõîäèòü ñ ïîçèöèé êðàéíåãî ñóáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà (ñîëèïñèçìà) íà ïîçèöèè óìåðåííîãî îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà — íà÷àë ïðèçíàâàòü îáúåêòèâíûé âûñøèé äóõ, ñóùåñòâóþùèé íåçàâèñèìî îò ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ, îáúåêòèâíóþ ðåàëüíîñòü — âîïëîùåíèå äóõà. Ïðåæäåâðåìåííàÿ ñìåðòü â ðàñöâåòå ñèë (â 1814 ã.) ïîìåøàëè Ôèõòå âíåñòè èçìåíåíèÿ è ãëóáæå ïðîðàáîòàòü «ß-êîíöåïöèþ». Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî «ß-êîíöåïöèÿ» îñòàëàñü íåçàâåðøåííîé è áûëà íå ïîíÿòà è íå ïðèíÿòà ìíîãèìè åãî ñîâðåìåííèêàìè (îñîáåííî ìàòåðèàëèñòàìè), îíà îñòàåòñÿ îðèãèíàëüíûì âçãëÿäîì íà îêðóæàþùèé ìèð, åãî óñòðîéñòâî, íåòðàäèöèîííîé ïîïûòêîé åãî ôèëîñîôñêîãî îñìûñëåíèÿ.

ÐÅØÅÍÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÁÛÒÈß ÌÀÒÅÐÈÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÈÕ Ó×ÅÍÈßÕ

Ïðèíÿòî ðàçäåëÿòü ó÷åíèÿ î áûòèå íà äâà îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿ: ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå è èäåàëèñòè÷åñêîå. Ðàññìîòðèì ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå.

Äëÿ íà÷àëà, äàäèì îïðåäåëåíèå ýòîìó íàïðàâëåíèþ. Ìàòåðèàëèìçì (îò ëàò. materialis — âåùåñòâåííûé) — ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå, â ñîîòâåòñòâèè ñ êîòîðûì ìàòåðèÿ, êàê îáúåêòèâíàÿ ðåàëüíîñòü, ÿâëÿåòñÿ îíòîëîãè÷åñêè ïåðâè÷íûì íà÷àëîì (ïðè÷èíîé, óñëîâèåì, îãðàíè÷åíèåì) â ñôåðå áûòèÿ, à èäåàëüíîå (ïîíÿòèÿ, âîëÿ, ñîçíàíèå è òîìó ïîäîáíîå) — âòîðè÷íûì (ðåçóëüòàòîì, ñëåäñòâèåì). Ìàòåðèàëèçì óòâåðæäàåò ñóùåñòâîâàíèå åäèíñòâåííîé «àáñîëþòíîé» ñóáñòàíöèè áûòèÿ — ìàòåðèè; âñå ñóùíîñòè îáðàçîâàíû ìàòåðèåé, à èäåàëüíûå ÿâëåíèÿ (â òîì ÷èñëå, ñîçíàíèå) — ÿâëÿþòñÿ ïðîöåññàìè âçàèìîäåéñòâèÿ ìàòåðèàëüíûõ ñóùíîñòåé. Çàêîíû ìàòåðèàëüíîãî ìèðà ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà âåñü ìèð, â òîì ÷èñëå, íà îáùåñòâî è ÷åëîâåêà.

Ñîöèàëüíûì îñíîâàíèåì ìàòåðèàëèçìà ìîæíî ñ÷èòàòü ïîòðåáíîñòü íåêîòîðûõ ñëîåâ îáùåñòâà â òîì, ÷òîáû ïðè îðãàíèçàöèè è âåäåíèè ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè èñõîäèòü èç îïûòà èëè îïèðàòüñÿ íà äîñòèæåíèÿ íàóêè, à â êà÷åñòâå ãíîñåîëîãè÷åñêèõ åãî êîðíåé âûñòóïàþò ïðåòåíçèè íà âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ äîñòîâåðíûõ çíàíèé îá èçó÷àåìûõ ÿâëåíèÿõ ìèðà.

Ìàòåðèàëèñòû èñõîäÿò èç òîãî, ÷òî ìèð ïîçíàâàåì, íàøè çíàíèÿ î íåì, ïðîâåðåííûå ïðàêòèêîé, â ñîñòîÿíèè áûòü äîñòîâåðíûìè, è ñëóæàò îñíîâîé äëÿ ýôôåêòèâíîé, öåëåñîîáðàçíîé äåÿòåëüíîñòè ëþäåé.

Ïåðâîé ôîðìîé ìàòåðèàëèçìà, ïîÿâèâøåéñÿ åùå â Äðåâíåé Ãðåöèè, ìîæíî ñ÷èòàòü ñòèõèéíûé ìàòåðèàëèçì. Åãî ïðåäñòàâèòåëè îòîæäåñòâëÿëè ìàòåðèþ ñ å¸ íåïîñðåäñòâåííûìè ïðîÿâëåíèÿìè â ôîðìå ñòèõèé.  êà÷åñòâå òàêîé ñòèõèè ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ îãîíü(Ãåðàêëèò), âîäà(Ôàëåñ), âîçäóõ(Àïðîêñèìåí) èëè çåìëÿ. Ñîçíàíèå ÷åëîâåêà — ìîäèôèöèðîâàííàÿ ñòèõèÿ. Çäåñü åäèíñòâî ïðèðîäû ìûñëèòñÿ êàê ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùååñÿ, íî ýòî åäèíñòâî ìûñëèòñÿ â ÷åì-òî êîíêðåòíî òåëåñíîì, îïðåäåëåííîì âåùåñòâå.

Íàèâíîñòü ýòîãî ìàòåðèàëèçìà âûðàæàåòñÿ â äâóõ ìîìåíòàõ:

à) íåðàçðàáîòàííîñòü ïîíÿòèéíîãî àïïàðàòà ôèëîñîôèè, êàê íàóêè — âîäà, îãîíü, âîçäóõ âìåñòî ôèëîñîôñêîãî ïîíÿòèÿ ìàòåðèè. Ó Ôàëåñà âîäà — ýòî ñèìâîë, îïðåäåëåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà òåëåñíîé ñóáñòàíöèè — åå èçìåí÷èâîñòè, ñïîñîáíîñòè ïðèíèìàòü êàêèå-òî êîíêðåòíûå ôîðìû.

á) ñïîñîá îáîñíîâàíèÿ ôèëîñîôñêèõ èäåé.  óñëîâèÿõ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ îïûòíîãî (ýêñïåðèìåíòàëüíîãî) åñòåñòâîçíàíèÿ åäèíñòâåííûì ñïîñîáîì íàó÷íîãî îáúÿñíåíèÿ ìîãëî áûòü íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå ÿâëåíèé ïðèðîäû è îñíîâàííàÿ íà íåì ãèïîòåçà, íàïðèìåð ó÷åíèå Äåìîêðèòà îá àòîìàõ áûëî ïî ñóùåñòâó ãèïîòåçîé, èñòèííîñòü êîòîðîé áûëà ïîäòâåðæäåíà ëèøü â 19 âåêå. Ñàì æå Äåìîêðèò äîêàçûâàë ðåàëüíîñòü àòîìîâ ñëåäóþùèì ñïîñîáîì: — èñïàðåíèå âîäû, âèäèìûå â ñâåòå ïûëèíêè.

Ñëåäóþùèì øàãîì â ðàçâèòèè ìàòåðèàëèçìà ñ÷èòàåòñÿ ìåõàíè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì, çàðîäèâøèéñÿ â íà÷àëå 17 âåêà. Ýòî ýïîõà íîâîãî âðåìåíè, îíà õàðàêòåðèçóåòñÿ âçëåòîì íàó÷íîé ìûñëè, ïîñêîëüêó äëÿ ðàçâèòèÿ ïðîìûøëåííîñòè íåîáõîäèìî áûëî òî÷íîå çíàíèå çàêîíîâ ïðèðîäû. Ýòîò âçëåò íàó÷íîé ìûñëè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðåæäå âñåãî òðóäàìè È. Êîïåðíèêà(1473-1543), Ã. Ãàëèëåÿ(1564-1642). Êîïåðíèê â ñâîåì òðóäå( “Î âðàùåíèè íåáåñíûõ ñôåð”) äàë ñëåäóþùèå ôèëîñîôñêèå íàñòàâëåíèÿ:

1. Óñòðàíèë óòâåðæäåíèÿ õðèñòèàíñêîãî áîãîñëîâèÿ î ïðîòèâîïîëîæíîñòè ìèðà çåìíîãî è íåáåñíîãî, çàêîíû ïðèðîäû, çàêîíû äâèæåíèÿ òåë åäèíû äëÿ âñåé âñåëåííîé.

2. Äî Êîïåðíèêà ãîñïîäñòâîâàëî óáåæäåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó âèäèìîå íàáëþäåíèå îòîæäåñòâëÿëîñü ñ äåéñòâèòåëüíî ñóùåñòâóþùèì. Êîïåðíèê ïîêàçàë, ÷òî à íàóêå íåëüçÿ âèäèìîå è íàáëþäàåìîå íåëüçÿ îòîæäåñòâëÿòü ñ çàêîíîìåðíûì.

3. Ïðèäàë òåîðèè ãåëèîöåíòðèçìà äåéñòâèòåëüíî íàó÷íûé õàðàêòåð.

Ãàëèëåé ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïðåäøåñòâåííèê ìàòåðèàëèçìà íîâîãî âðåìåíè. Îí ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì ÿðêî âûðàæåííûì ïðåäñòàâèòåëåì åñòåñòâåííîíàó÷íîãî ìàòåðèàëèçìà. Ìàòåðèàëèçì Ãàëèëåÿ îñîáîãî ðîäà, åãî ñëåäóåò íàçûâàòü äåèçìîì. Ïðèðîäà, ïî Ãàëèëåþ ñàìà ïî ñåáå èíåðòíà è ÷òîáû ïðèéòè â ñîñòîÿíèå äâèæåíèÿ, îíà íóæäàåòñÿ â ïåðâîäâèãàòåëå, êîèì ÿâëÿåòñÿ Áîã. Áîã ñîîáùàåò ìèðîçäàíèþ îïðåäåëåííûé ïîðÿäîê, ïðèâîäèò åãî â ñîñòîÿíèå äâèæåíèÿ, íî äàëåå ïðèðîäà èçìåíÿåòñÿ ïî ñîáñòâåííûì çàêîíàì, íå íóæäàþùèìèñÿ â áîæåñòâåííîì âìåøàòåëüñòâå. Ñëåäîâàòåëüíî, äåèçì — ýòî ìàòåðèàëèñòè÷åñêàÿ ïîçèöèÿ, ïðèçíàþùàÿ íåçàâèñèìîñòü ïðèðîäû îò Áîãà, íî ïîñëå òîãî, êàê Áîã îñóùåñòâèë ñâîþ ãëàâíóþ ôóíêöèþ — êàê ÷åëîâåê çàâîäèò ÷àñû, òàê è Áîã çàâîäèò Âñåëåííóþ. Ñëåäîâàòåëüíî, äåèçì ðàññìàòðèâàåò Áîãà ïðè÷èíó ñîçäàíèÿ ìèðà, êàê íåêóþ àáñòðàêòíóþ ìèðîâóþ ñèëó, ñîîáùàþùóþ ìèðó çàêîíû, ïðè êîòîðûõ ïðèðîäà èçìåíÿåòñÿ óæå íåçàâèñèìî îò áîæåñòâåííîãî âìåøàòåëüñòâà. Îòñþäà ñëåäóåò è íàçûâàåìàÿ êîíöåïöèÿ — “äâîéñòâåííîñòü èñòèíû”, êîòîðàÿ ãëàñèò, ÷òî èñòèííî â íàóêå, òî ëîæíî â áîãîñëîâèè, à òî, ÷òî èñòèííî â áîãîñëîâèè — ëîæíî â íàóêå. Îòñþäà ñëåäîâàëî: ðàçóì(íàóêà) íåêîìïåòåíòåí â âîïðîñàõ ðåëèãèè, à ðåëèãèîçíûå èäåè íåïðèåìëåìû ê ïîçíàíèþ ïðèðîäû. Òåì ñàìûì äåèçì äëÿ òîãî âðåìåíè áûë ñïîñîáåí îòäåëèòüñÿ îò âìåøàòåëüñòâà öåðêâè â äåëà íàóêè, îòäåëèòü íàóêó îò ðåëèãèè, îáåñïå÷èòü ñâîáîäíîå ðàçâèòèå íàó÷íîãî ìûøëåíèÿ.

 òîò ïåðèîä ìíîãèå ó÷åíûå(Íüþòîí, Áýêîí, Ëîìîíîñîâ, Ëîêê, Ðóññî), îãðàäèâ òàêèì ïóòåì íàóêó îò ðåëèãèè, îáúÿâèëè ïðèðîäó ñðåäñòâîì ïîçíàíèÿ íàóêè. Ãàëèëåé æå ðàññìàòðèâàåò ýêñïåðèìåíò, â òîì ÷èñëå ìûñëåííî, ñðåäñòâîì ïîçíàíèÿ ïðèðîäû, ñðåäñòâîì ñîçíàíèÿ ïðèðîäû, âûñòóïàÿ êàê îñíîâîïîëîæíèê îïûòíîãî åñòåñòâîçíàíèÿ.

Èñààê Íüþòîí è åãî íàó÷íûå òðóäû îêàçàëè ñòîëü áîëüøîå âëèÿíèå íà ïîñëåäóþùåå ðàçâèòèå ôèçèêè, ÷òî òîëüêî âîçíèêíîâåíèå òåîðèè îòíîñèòåëüíîñòè è êâàíòîâîé ìåõàíèêè óáåäèëî ôèçèêîâ â îäíîñòîðîííîñòè ìåõàíèñòè÷åñêîé êàðòèíû ìèðà è ïîêàçàëî ãðàíèöû èñòèííîñòè êëàññè÷åñêîé ìåõàíèêè.

Ìåõàíèñòè÷åñêàÿ êàðòèíà ìèðà ñëîæèëàñü íå ñðàçó âìåñòå ñ ôîðìóëèðîâêîé êëàññè÷åñêîé ìåõàíèêè è çàêîíîâ âñåìèðíîãî òÿãîòåíèÿ, à ëèøü â 19 ñòîëåòèè íà îñíîâå ðàçâèòèÿ òåðìîäèíàìèêè è ýëåêòðîäèíàìèêè. Íî â îñíîâå ýòîé êàðòèíû ëåæàëè çàêîíû Íüþòîíà, êîòîðûå îêàçàëèñü àáñîëþòíî äîñòóïíûìè è ïðèãîäíûìè ïðè îáúÿñíåíèè ëþáûõ ïðîöåññîâ ïðèðîäû, õîòÿ çàêîíû òåðìîäèíàìèêè îò çàêîíîâ ìåõàíèêè. Òàê êàê òåðìîäèíàìèêà íå îáðàùàåò âíèìàíèÿ íà äâèæåíèå îòäåëüíîé ìîëåêóëû, ãîñïîäñòâîâàëî óáåæäåíèå, ÷òî òåïëîâûå ïðîöåññû îáúÿñíèìû ëèøü íà îñíîâå êèíåòè÷åñêîé òåîðèè, ðàññìàòðèâàþùåé äâèæåíèå è ñîóäàðåíèå îòäåëüíûõ ÷àñòèö, à îíî ïîëíîñòüþ ïîä÷èíåíî çàêîíàì Íüþòîíà, òî æå áûëî è â ýëåêòðîäèíàìèêå, õîòÿ è áûëî äîêàçàíî ñóùåñòâîâàíèå îñîáîé ôèçè÷åñêîé ðåàëüíîñòè — ýëåêòðîìàãíèòíîãî ïîëÿ, íî ýëåêòðîìàãíèòíûå è îïòè÷åñêèå ïðîöåññû ñòðåìèëèñü îáúÿñíèòü ïî àíàëîãèè ñ ìåõàíè÷åñêèìè, äëÿ ÷åãî áûëà èñïîëüçîâàíà ãèïîòåçà ýôèðà, êîòîðûé ïîíèìàëñÿ êàê ìåõàíè÷åñêàÿ ñðåäà, ïîäîáíàÿ óïðóãîìó òåëó. Ñîîòâåòñòâåííî, ðàñïðîñòðàíåíèå ñâåòîâûõ âîëí óïîäîáèëîñü ðàñïðîñòðàíåíèþ çâóêà â óïðóãîé ñðåäå, à íàïðÿæåííîñòü ýëåêòðè÷åñêèõ è ìàãíèòíûõ ïîëåé îòîæäåñòâëÿëàñü ñ ìåõàíè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòüþ.

 ñîçäàíèå ìåõàíèñòè÷åñêîé êàðòèíû ìèðà ñóùåñòâåííûé âêëàä âíîñèò ìàòåðèàëèçì 17-18 ââ. ìàòåðèàëèçì ýòîãî ïåðèîäà íàçûâàåòñÿ ìåõàíèñòè÷åñêèì è ìåòàôèçè÷åñêèì â ñèëó îñîáåííîñòåé åñòåñòâîçíàíèÿ ýòîãî ïåðèîäà:

— ìåõàíèñòè÷íîñòü

— èç òîãî îáñòîÿòåëüñòâà, ÷òî ïðèíöèï è çàêîíû êëàññè÷åñêîé ìåõàíèêè ðàññìàòðèâàëèñü êàê âñåîáùèå, ïðèãîäíûå äëÿ îáúÿñíåíèÿ äðóãèõ ïðîöåññîâ ïðèðîäû (íàïðèìåð, ââåäåíèå Íüþòîíîì ïîíÿòèÿ “ìû” â ñâîåì ôèëîñîôñêîãî âûðàæåíèè, ïðèâîäèò ê èäåå “ïåðâîòîë÷êà”: çäåñü îêàçàëè âëèÿíèå àòåèñòè÷åñêèå óñòàíîâêè Ãàëèëåÿ)

— ìåòàôèçè÷íîñòü. Èç ýìïèðè÷åñêîãî õàðàêòåðà ôèçèêè, õèìèè, áèîëîãèè ýòîãî ïåðèîäà. Ñîáèðàíèå ôàêòîâ èçó÷åíèÿ ïî îòäåëüíîñòè, ïðåîáëàäàíèå àíàëèòè÷åñêèõ ñïîñîáîâ èññëåäîâàíèÿ ïîðîäèëî îñîáûé ñòèëü ôèëîñîôñêîãî ìûøëåíèÿ, èìåíóåìîãî ìåòàôèçèêîé.

— íåïîñëåäîâàòåëüíîñòü — íå âûäåðæèâàëàñü äî êîíöà ëèíèÿ ìàòåðèàëèçìà â ðÿäå îíòîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì, ïðåæäå âñåãî ïðîáëåìû äâèæåíèÿ è ñîçíàíèÿ.

— Òåîðåòè÷åñêàÿ íåïîëíîòà ëèíèè ìàòåðèàëèçìà âûäåëÿëàñü òîëüêî ïðè îáúÿñíåíèè ïðèðîäû, ïðè îáúÿñíåíèè æèçíè îáùåñòâà ó âñåõ ìàòåðèàëèñòîâ ãîñïîäñòâîâàëè èäåàëèñòè÷åñêèå óñòàíîâêè. Ýòî óçäà íåâîçìîæíîñòè ïðèìåíåíèÿ êðèòåðèåâ íàó÷íîñòè ê àíàëèçó îáùåñòâåííîé æèçíè.

Ïîñëåäíåé æå ñòóïåíüþ ðàçâèòèÿ ìàòåðèàëèçìà íà äàííûé ìîìåíò ñ÷èòàþò äèàëåêòè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì. Îí áûë ñîçäàí â XIX âåêå Ê. Ìàðêñîì íà îñíîâå ìàòåðèàëèñòè÷åñêè èíòåðïðåòèðîâàííîé èäåàëèñòè÷åñêîé äèàëåêòèêè Ã. Â. Ô. Ãåãåëÿ è ôèëîñîôñêîãî ìàòåðèàëèçìà Ë. À. Ôåéåðáàõà. Ôèëîñîôñêàÿ îñíîâà ìàðêñèçìà.

Äèàëåêòè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì èñõîäèò èç ìàòåðèàëèñòè÷åñêîãî âçãëÿäà íà îêðóæàþùèé ìèð è äèàëåêòè÷åñêîãî ïðèçíàíèÿ âñåîáùåé âçàèìîñâÿçè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé. Äâèæåíèå è ðàçâèòèå ìàòåðèàëüíîãî ìèðà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ðåçóëüòàò äåéñòâóþùèõ â í¸ì ñàìîì âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé. Ñîçíàíèå ñ÷èòàåòñÿ ñâîéñòâîì âûñîêîîðãàíèçîâàííîé, ñîöèàëüíîé ôîðìû äâèæåíèÿ ìàòåðèè, îòðàæåíèåì â ìîçãó îáúåêòèâíîãî ìèðà.

Äèàëåêòèêà êàê ìåòîä ïîçíàíèÿ áûëà îñíîâîé ñèñòåìû äèàëåêòè÷åñêîãî èäåàëèçìà Ãåãåëÿ, è áûëà î÷åíü ïîïóëÿðíà âî âðåìÿ îáó÷åíèÿ Ìàðêñà â óíèâåðñèòåòå. Åù¸ ðàíüøå ó÷åíèêàìè Ãåãåëÿ áûëî âûÿâëåíî íåñîîòâåòñòâèå ìåæäó ñèñòåìîé äèàëåêòè÷åñêîãî èäåàëèçìà è äèàëåêòè÷åñêèì ìåòîäîì.  ïîðÿäêå êðèòèêè Ãåãåëÿ âîçíèêàëè ñàìûå ðàçíûå ïðåäëîæåíèÿ ïî âûõîäó èç ýòîãî òóïèêà, è Ìàðêñ ïðåäëîæèë îäèí èç íèõ: òàêîé ñïîñîá ìûñëèòü, â êîòîðîì ìèñòè÷åñêàÿ ãåãåëüÿíñêàÿ ñèñòåìà ìîãëà áûòü âûáðîøåíà, à äèàëåêòè÷åñêèé ìåòîä îñòàâëåí è èñïîëüçîâàí.

Äèàëåêòè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì, èñõîäÿùèé èç ïðèíöèïà ìàòåðèàëèñòè÷åñêîãî ìîíèçìà, ðàññìàòðèâàåò ìèð êàê äâèæóùóþñÿ ìàòåðèþ, êîòîðàÿ, êàê îáúåêòèâíàÿ ðåàëüíîñòü, íåñîòâîðèìà, âå÷íà è áåñêîíå÷íà. Åé ñâîéñòâåííû òàêèå âñåîáùèå ôîðìû ñóùåñòâîâàíèÿ, êàê äâèæåíèå, ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ. Äâèæåíèå ÿâëÿåòñÿ óíèâåðñàëüíûì ñïîñîáîì ñóùåñòâîâàíèÿ ìàòåðèè. Íå ñóùåñòâóåò ìàòåðèè âíå äâèæåíèÿ, à äâèæåíèå íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü âíå ìàòåðèè.

Ñîçíàíèå ñ÷èòàåòñÿ ñâîéñòâîì âûñîêîîðãàíèçîâàííîé, ñîöèàëüíîé ôîðìû äâèæåíèÿ ìàòåðèè, îòðàæåíèåì â ìîçãó îáúåêòèâíîãî ìèðà.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

История развития онтологии

В истории онтологии выделяют четыре периода:

  • Античность. В античные времена философия представляла собой учение, во многом напоминавшее современную онтологию. Постепенно диапазон её интересов расширился, а учение о бытии стало развиваться как самостоятельное направление. Основателем онтологии считается Платон, значительный вклад в её развитие сделал Аристотель. Философы тех времён искали ответы в природе, а наибольший интерес для них представляло взаимоотношение материального и идеального.
  • Средневековье. В средние века онтология уделяла основное внимание существованию неких абстрактных субстанций, именуемых универсалиями. Поскольку это был период активного распространения христианской религии, онтология служила преимущественно для решения теологических задач.
  • XVI-XIX века. В 1606 году немецкий философ Якоб Лорхард впервые употребил термин «онтология», правда, в несколько ином значении. Позже Рудольф Гоклениус и Иоганн Клауберг использовали его в своих работах именно для обозначения учения о бытии. В XVIII веке немецкий философ Христиан фон Вольф закрепил его значение, рассматривая онтологию как учение, изучающее научное знание.
  • Современность. Современное понимание того, что такое онтология, сформировалось в XX веке. Данное учение развивали российско-немецкий философ Николай Гартман, его немецкий коллега Мартин Хайдеггер и многие другие ученые. В онтологии современности ключевыми являются вопросы, связанные с сознанием и его природой.

Теги

Adblock
detector