Почему в христианстве так много ответвлений?

Ориентация – на восток!

Российский богослов и философ Евгений Авдеенко в статье «Восток в библейской картине мира» указывал, что впервые этот термин в Ветхом Завете появляется в описании рая: «И насади Господь Богъ рай во Едемѣ на востоцѣхъ, и введе тамо человѣ́ка, егоже созда» (Быт. 2:8).

При этом Авдеенко уточняет, что речь в оригинале Священного текста, написанного на древнееврейском языке, может идти не о месте (рай на востоке от какого-то конкретного места), а об ориентации в пространстве рая к востоку, на восток. Это значит, что восток выступает не столько направлением, сколько обращенностью рая и его обитателей к Богу.

Древнееврейское слово «кедем» (восток) означает не только сторону света, но и «то, что впереди», «то, что было древним, прежним», а также означает «древность, идущую из вечности». Еще одно значение слова кедем – это «вечность как начало чего-либо».

Север (то, что слева), находился под властью сторонников Бога; в книге Иова (26:7) говорится, что Бог, «распростер север над пустотою»: «Простираяй сѣ́веръ ни на чемже». А юг, находящийся справа (одесную) населен врагами Божьими. Именно поэтому обвинитель на суде в Иудее всегда стоял справа. Тот, же, кто стоял слева от человека, не представлял собой угрозы, так как находился «одесную», справа от Бога, обращенного к человеку.

Видео

Запреты

Основная цель ограничений – не дать христианину «утонуть» в пучине мирской суеты, подготовить его к Царству Небесному. Действующие запреты можно условно разделить на:

  • общего характера, восходящие к Ветхому Завету (это запреты почитания ложных богов, убийства, воровства, прелюбодеяния, другие); при этом христианство запрещает не только грехи, но также греховные помыслы, которые необходимо отсекать;
  • пищевые ограничения, действующие в определенные дни – среду, пятницу каждой седмицы, а также во время многодневных постов; кроме того, существуют правила воздержания перед главным Таинством, Причастием; ограничения этого рода могут послабляться, если верующему воздерживаться не позволяет здоровье, однако, это нужно согласовать со священником;
  • запреты, касающиеся брачных отношений – например, запрещены брачные союзы близких родственников, вступление в четвертый брак;
  • действуют особые правила по отношению священству – канонические препятствия к рукоположению, запреты, нарушение которых ведет к «извержению из сана».

Религиозные праздники и традиции

Интересный факт

По этимологии славянского «праздник», слово значит не веселье, как принято среди светских людей, а «праздность», понимаемую как остановку круговорота мирской жизни, прикосновение к настоящей, единственно значимой для человека – духовной.

Праздники связаны:

  • с событиями Священной истории; это, прежде всего, «двунадесятые» (то есть числом 12) праздники, во время которых христиане приобщаются к жизни Господа на земле, Его Рождению, проповеди, смерти, Воскресению;
  • с почитаемыми святыми, святынями (например, только чтимых образов Богородицы существует около полутора тысяч), событиями местной церковной истории.

Предпосылки и причины принятия христианства на Руси

В результате безумных походов Святослава, упорно не желавшего прислушаться к увещеваниям своей матери княгини Ольги и принять христианство, погибло очень много людей, в том числе из элиты государственного управления. Эти бреши нужно было заполнять – хотя бы ради того, чтобы иметь возможность и дальше укреплять территориальную целостность Руси.

Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия

Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия, пусть и пребывавшая в менее выгодных экономических условиях, в сотни раз более крепка в политическом плане. Он считал, что во многом это определялось превалированием христианства, давно наделенного официальным статусом единой религии.

И это понятно, ведь в набожной стране, где все «подчиняются» единому богу, было невозможно представить, чтобы кто-то поднял бунт против власти императора или господствующей церкви.

Для правителя Руси резон здесь был максимально прагматичным: управлять объединенным одной верой народом гораздо проще, чем народом, разрозненным из-за множества языческих культов.

Более того, в свете международной политической обстановки того времени превалирование язычества уже само по себе могло привести к изоляции государства, поскольку одна половина мира давно была христианской, а вторая – мусульманской.

Помимо этого Владимир, ощутимо уставший от бесконечных военных походов, имел и другие причины для принятия христианства:

  1. личные – князь страстно желал заключения брака с красавицей Анной, родной сестрой Василия II, бывшего в то время императором Византии;
  2. социальные – христианство как мировоззренческая система существенно сложнее язычества, а это неизбежно приводит к усилению социальной разнородности как в обществе, так и в духовных запросах правящей элиты. Следовательно, монотеизм был целесообразнее, чем политеизм.

Итак, Владимир сделал непростой выбор и принял решение в пользу христианства, однако из-за специфики ритуала крещения, а также из-за простоты передвижения сторонников князя по рекам первые крупные христианские общины возникли только вдоль берегов Днепра и Волхова. При этом центральные территории все еще оставались языческими.

Например, в Новгороде язычники оказали ожесточенное сопротивление, подавленное силовым путем. Особые трудности были с последователями язычества, жившими на Оке и Волге, в Ростовской земле. В этих местах прежние верования оказались невероятно живучими и на редкость стойкими.

История церкви

Один лишь пример – Реформация в западной церкви. Церковь, возникшая в первом веке, прошла через рабовладельческую эпоху с достаточно единообразной, но с началом средних веков она всё больше стала разделяться на западную и восточную. Разные языки, культура, традиции, окружающее общественно-политическое устройство приводят к разным стилям церковной жизни. Запад и восток окончательно рассорились в 1054 году, и возникли католики и православные. В начале Нового времени, в XIV веке Католическая церковь переживала серьёзный кризис, когда накопленные за века традиции начали подменять собой Божье откровение. Тогда появился целый ряд церковных деятелей (Ян Гус, Джон Уиклиф, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин и многие другие), которые начали бороться за реформацию, то есть за возвращение к тому христианству, которое представлено в Библии.

Иногда говорят, что реформаторы создали новую протестантскую церковь. Это не совсем точно. Просто в старой, существующей с первого века церкви, они побудили некоторые общины к более серьезному послушанию Божьим словам. Не все такие общины получились одинаковыми. Возникли новые течения в христианстве. Но эти течения внутри всё той же церкви, которая создана Христом. В лучших своих проявлениях эти течения соответствуют изначальному Божьему замыслу и были, и будут проявлением любви к Богу.

Также, говоря о появлении протестантизма, часто не замечают, что и сама Католическая церковь, то есть те общины, которые не пошли за реформаторами, не осталась прежней. Борясь с Реформацией, католики реформировали себя, так что сейчас уже нет многих из тех искажений, с которыми пришлось тогда бороться. Восточное православие было в стороне от всей это полемики. Но затем было влияние и на них, так что современное православие такое, какое есть не без католического и протестантского участия. При всех наших ссорах, при всём нежелании признавать других (особенно характерном для Православной церкви), мы часть большого христианского мира.

Христианство как религия

Понятно, что конкретный момент, когда возникло христианство, просто невозможно увязать с какой-то определенной датой, однако очень многие эксперты из числа историков, философов и теологов ориентируются в этом вопросе на 30-35 годы новой эры.

Возможно, такая конкретизация обусловлена тем, что

Возможно, такая конкретизация обусловлена тем, что по ходу роста известности Иисуса его вероучение буквально за несколько лет обрело множество последователей почти во всех римских провинциях. И хотя активные гонения со стороны как господствующей церкви, так и представителей иных религий не позволили закрепиться на официальном уровне, они укрепили веру сторонников и подарили культу целый сонм святых.

Лишь в 301 году Великая Армения наделила христианство государственным статусом. Впервые в истории! А еще через 12 лет Константин I своим специальным эдиктом позволил христианам в открытую проповедовать и собирать паству.

Но только с V века достаточно укрепившаяся религия смогла выйти за границы Римской империи и ее протекторатов, чтобы начать обращение германцев и славян. Через три столетия (где-то на рубеже XIII—XIV вв.) к христианской церкви присоединялись финны и балтийцы.

Главные постулаты христианства

Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Выбор церкви

Правда, остаётся один практический вопрос. Вот если я хочу сделать шаг к христианской вере, то куда мне пойти? В данное время, в данном месте, где отступления или глупости, а где та самая вера?

Во-первых, не ходите туда, где не верят в Троицу или не признают полную божественность и человечность Иисуса Христа. Там вообще нет христианства. 

Во-вторых, помните, что нужно идти именно ко Христу. Церковь свидетельствует о Христе и объединяет людей, любящих Христа, но не имеет права подменять Его собой. В мире церковь существует в виде разных общин, разных течений. Однако, значимо не столько течение, сколько сосредоточенность на Христе в данной конкретной общине верующих. Эта сосредоточенность будет проявляться в проповеди о Христе, в серьезном отношении к Библии, которая является словом от Христа и о Христе, в стремлении к жизни, соответствующей словам Христа. Ищите такие общины.

Теги

Adblock
detector