Подчинительная связь в сложном предложении (примеры)

Понятие о сложном предложении

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу в одно пред­ло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся слож­ным.

Понаблюдаем:

Наступило утро.  Взошло умы­тое  росой солн­це. Лучи солн­ца тро­ну­ли вер­хуш­ки дере­вьев.

Наступило утро, и взо­шло умы­тое росой солн­це, лучи кото­ро­го тро­ну­ли вер­хуш­ки дере­вьев.

Сложным назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ние, в кото­ром име­ют­ся две и более грам­ма­ти­че­ские осно­вы, объ­еди­нен­ные друг с дру­гом смыс­ло­вой цело­стью и инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью.

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся еди­ни­цей само­сто­я­тель­но­го сооб­ще­ния. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов. Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го могут объ­еди­нять­ся дву­мя спо­со­ба­ми:

  • с помо­щью сою­зов и союз­ных слов;
  • при помо­щи инто­на­ции (без сою­зов и союз­ных слов).
  • Видео

    Видео

    Союзные слова

    В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии в роли под­чи­ни­тель­ных сою­зов высту­па­ют сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи — место­име­ния и наре­чия. Относительные место­име­ния и отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия назы­ва­ют союз­ны­ми сло­ва­ми.

    В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, они выпол­ня­ют роль сою­за и в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

    Союзные сло­ва

    Относительные место­име­нияЧто, кто, какой, кото­рый, каков, чей, сколь­ко
    Местоимённые наре­чияГде, как, когда, куда, отку­да, поче­му

    Меня спро­си­ли, кто я такой, спер­ва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одно­го из этих язы­ков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    • (Кто?) я  — это под­ле­жа­щее;
    • (что гово­рит­ся обо мне?) кто такой — состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое.

    Перечислим союз­ные сло­ва — место­име­ния:

    • кто
    • что
    • какой
    • каков
    • кото­рый
    • чей
    • сколь­ко (сколь).

    Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

    Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

    Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

    Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

    Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

    А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

    Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия:

    • где
    • зачем
    • как
    • когда
    • куда
    • отку­да
    • отче­го
    • поче­му
    • насколь­ко.

    Примеры предложений с союзными словами — наречиями

    Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

    Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

    Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

    Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

    Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Виды по значению

    Так как подчинительные союзы в русском языке выражают разные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложноподчиненного предложения, они делятся на группы. Данное деление отражено в таблице «Подчинительные союзы».

    Временикогда, едва, пока, как, как только, с тех пор как, лишь, лишь только и др.
    Причиныпотому что, так как, ибо, оттого что, ввиду того что и др.
    Целичтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
    Условияесли, раз, если бы, коли, кабы и др.
    Уступкинесмотря на то что, хотя, пускай, вопреки тому что
    Сравнениясловно, будто, как, как будто, точно, подобно тому как и др.
    Следствиятак что
    Изъяснительныечто, чтобы, как, будто и др.

    Уже в названиях видов союзов указано то, что выражают те или иные союзы:

    • времени – выражают временные отношения (Он пришел домой, когда стемнело);
    • причины – выражают причинные отношения (Он не пошел гулять, потому что на улице шел дождь);
    • цели – выражают целевые отношения (Мама купила молоко, чтобы завтра сделать торт);
    • условия – выражают условные отношения (Он скажет, если будет готов);
    • уступки – выражают уступительные отношения (Хоть на улице был ливень, братья вышли поиграть на улицу);
    • сравнения – выражают сравнительные отношения (На улице прогремел шум, будто что-то взорвалось);
    • следствия – выражают следственные отношения (Она обиделась на меня, так что я и не ждал ее в гости);
    • изъяснительные – выражают отношения пояснения (Он сказал, что придет позже).

    Закрепляем полученные знания осоюзах исоюзных словах напрактике

    В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблен
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определит
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  •  	 Эту модель или ее фрагменты можно использо

    Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 

    Теги

    Adblock
    detector