Подводная лодка. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).


 Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.


Современная 3D-модель лодки Дреббеля 

Видео

Подводная лодка

Да Винчи изобрел и первую подводную лодку. Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заостренной башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Большее количество людей не требовалось: дело в том, что ученый создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло.

Подводная лодка была создана для потопления вражес
Подводная лодка была создана для потопления вражеских кораблей. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Успехи [ править ]

Корабли, потопленные да Винчи [15]
ПатрульДатаКорабльФлагТоннажПримечания
4-й28 июня 1941 г.Аурис объединенное Королевство8 030Танкер; 27 выживших из экипажа из 59 человек.
6-е25 февраля 1942 г.Cabedello Бразилия3,557Грузовое судно; нет выживших
6-е28 февраля 1942 г.Everasma Латвия3 644Грузовое судно конвоя TAW 12 торпедировано в точке 16 ° 00’N 49 ° 00’W ; 15 выживших  / 16,000 ° с.ш. 49,000 ° з.д. / 16.000; -49,000
7-е2 июня 1942 г.Рейн Мари Стюарт Панама1,087Шхуна
7-е7 июня 1942 г.Чили Дания6 956Грузовое судно; 39 выживших из 44 экипажа
7-е10 июня 1942 г.Алиот Нидерланды5 483Грузовое судно; 8 выживших из экипажа из 36 человек
7-е13 июня 1942 г.Клан Маккуори объединенное Королевство6 471Кольер; 1 убит из экипажа из 90 человек
8-е2 ноября 1942 г.Империя Рвение объединенное Королевство7 009Грузовое судно
8-е5 ноября 1942 г.Андреас Греция6 566Грузовое судно
8-е10 ноября 1942 г.Маркус Уитмен Соединенные Штаты7 176Корабль свободы ; без потерь
8-е11 ноября 1942 г.Veerhaven Нидерланды5 291Грузовое судно; без потерь
9-е14 марта 1943 г.RMS  Императрица Канады Канада21 517Военный корабль; 392 убиты из 1800 на борту
9-е18 марта 1943 г.Lulworth Hill объединенное Королевство7 628Грузовое судно
9-е17 апреля 1943 г.Сембилан Нидерланды6 566Грузовое судно
9-е18 апреля 1943 г.Манар объединенное Королевство8 007Грузовое судно
9-е21 апреля 1943 г.Джон Дрейтон Соединенные Штаты7 177Корабль свободы
9-е25 апреля 1943 г.Доресса объединенное Королевство8 078Танкер; 11 выживших из экипажа из 54 человек.
Общий:120 243

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.


Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.


«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Дельтаплан

Да Винчи сконструировал несколько летательных аппаратов. Среди них был и дельтаплан – своеобразное крыло, которым человек мог управлять за счет изменения положения своего тела в воздухе. За дельтаплан можно было держаться с помощью прикрепленных к нему веревок. К сожалению, дельтаплан да Винчи не смог взмыть в небо. Гениальный ученый забыл сделать лишь одну вещь – приделать к конструкции хвост.

Дельтаплан да Винчи не поднялся в воздух из-за отс
Дельтаплан да Винчи не поднялся в воздух из-за отсутствия хвоста. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Узнать об этих и других изобретениях итальянского ученого можно на выставке «Тайны Леонардо да Винчи», которая проходит в креативном пространстве «Люмьер-Холл». 

Теги

Adblock
detector