Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Выше уже говорилось о том, что функционирование как социально-экономической системы опосредуется системой общественных отношений. Многофункциональность системы социального обеспечения обусловливает многоплановый характер этих отношений, который объективно предопределяет отраслевую принадлежность , их регулирующих. Так комплекс норм, регулирующих отношения по поводу аккумуляции средств в соответствующих финансовых источниках, относится к такой отрасли как , а отношения по поводу системой социального обеспечения — к .

Правовое образование, консолидирующее нормы, которые определяют: круг обеспечиваемых, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение, виды социального обеспечения и условия их получения гражданами, порядок реализации права на тот или иной вид обеспечения, его нормы и размеры, не могут быть отнесены ни к одной из классических отраслей в силу особой специфической природы регулируемых ими общественных отношений. Эта специфика заключается в том, что указанные отношения, отражая экономическую сущность самой системы социального обеспечения, носят распределительный характер, а их субъектами выступают граждане, с одной стороны, и само государство в лице компетентных органов — с другой. К каким структурным элементам правовой системы должно быть отнесено указанное правовое образование — один из основных вопросов, без ответа на который невозможно определить его место в общей системе российского права, как и дать научное обоснование отраслевой самостоятельности данного правового образования.

Видео

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ ДО РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНИНА В КАЧЕСТВЕ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА НА ОСНОВАНИИ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;

– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЕ ЛИЦУ, ПОЛУЧИВШЕМУ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РАССМОТРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА О ПРИЗНАНИИ БЕЖЕНЦЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Право на единовременное пособие имеют:

– лицо, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу;

– каждый прибывший с ним член семьи, не достигший 18-летнего возраста.

Лицо, получившее свидетельство, подает соответствующее заявление в территориальный орган миграционной службы, в котором состоит на учете, с указанием в этом заявлении прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста.

При подаче заявления предъявляется свидетельство.

Территориальный орган миграционной службы, в котором лицо, получившее свидетельство, состоит на учете, в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и выдает заявителю справку на получение пособия.

В справке указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество получателя пособия;

2) предназначенная к выплате денежная сумма;

3) учреждение Сберегательного банка РФ, осуществляющее выплату пособия;

4) территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия;

5) дата выдачи справки.

Справка удостоверяется подписью руководителя территориального органа миграционной службы, выдавшего ее, и печатью этого органа.

Территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия, вносит соответствующие записи в карточку учета лица, получившего свидетельство, и в его свидетельство.

Справка действительна в течение 7 дней со дня ее выдачи. В случае неиспользования заявителем справки в указанный срок территориальный орган миграционной службы, выдавший ее, продлевает срок ее действия, но не более чем на 5 дней, исключая выходные и праздничные дни.

Выплата пособия осуществляется учреждениями Сберегательного банка РФ на основании соглашения, заключенного между Федеральной миграционной службой России и Сберегательным банком РФ, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы.

При отказе в предоставлении статуса беженца лицу, получившему свидетельство, выплаченные ему в виде пособия денежные средства возврату не подлежат.

Лицо, умышленно сообщившее ложные сведения или предъявившее заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для выплаты ему пособия, возмещает полученные средства территориальному органу миграционной службы, выдавшему данному лицу справку на получение пособия.

Метод права социального обеспечения

Определение 1

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги

Теги

Adblock
detector