Портик кариатид храма эрехтейон

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь  присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону, расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

Видео

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид — самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид

Портик кариатид

Портик кариатид в Афинах

Портик кариатид в Афинах

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид – самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид в Афинах

Портик кариатид в Афинах

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону, расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

Теги

Adblock
detector