Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс

Какие стили росписи матрешек существуют?

  • Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
  • Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
  • Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
  • Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
  • Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

Любой из народных стилей послужит основой для создания вашего уникального изделия. У нас вы можете купить деревянные заготовки для творчества в широком ассортименте.

В настоящее время очень популярен портретный стиль росписи матрёшек, роспись производится по предоставленным фотографиям либо в классическом портретном исполнении, либо в шаржевом. Художники, которые сотрудничают с нашей мастерской работают в различных стилях и выполнят роспись, которая будет радовать и вас и человека, которому будет сделан такой подарок.

Видео

Эволюция матрешки до наших дней

В самом начале своего возникновения традиционная матрешка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.

Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.

Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выпо

Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.

Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.

Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.

Традиции в росписи матрешки от древности до современности

Самый популярный на сегодняшний день вариант росписи матрешки зовется «сергиевским» стилем, по имени города, где производились такие фигурки. Характерных особенностей у матрешек из Сергиева Посада немало, поскольку их образы видоизменялись с течением времени. Так, в самом начале 20-ого столетия матрешки расписывались под древнерусских витязей и бояр, а к годовщине Отечественной Войны были даже выпущены матрешки, изображающие великих полководцев – Кутузова и Наполеона. Поэтому нельзя говорить о том, что эта кукла может иметь лишь женское лицо. Отдельно стоит упомянуть и об исполнениях героев русских сказок: персонажи повестей Пушкина, Гоголя и Ершова, басен Крылова – все они нашли воплощение в деревянных фигурках с красочными лицами. Те же сказочные сюжеты повторились и в «тверских» матрешках, но здесь это скорее традиция, нежели однократное выполнение.

Интересно, что при этом «сергиевские» матрешки также могли иметь дополнительные детали оформления – от головных уборов до мелких предметов «в руках». И все же, самая традиционная роспись матрешек отражала привычные русскому человеку моменты: простой быт, праздничные и повседневные образы, различные слои общества – от цыган до старообрядцев. Распознать такую матрешку можно по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

«Семеновская» роспись матрешки характеризуется не

«Семеновская» роспись матрешки характеризуется не столько определенными деталями, сколько подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряд для женских и мужских образов не может быть праздничным или принадлежащим зажиточному слою – среди «семеновских» матрешек только сельчанки, в простых сарафанах с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.

«Вятская» роспись легко отличается по общему образ

«Вятская» роспись легко отличается по общему образу: у такой матрешки сдержанная, даже застенчивая улыбка, свойственная северной девушке, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. Одежда чистых цветов, особенно это касается передников, в которых всегда присутствуют детали красного цвета. У первоначальных образцов сарафаны были на тонких лямках, а в руках матрешки держали букет полевых цветов (безусловно, нарисованный). В то же время, сама по себе роспись «вятских» матрешек специалистами окрещена как плоская, поскольку они очень схематичны в некотором роде: простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда. Здесь отсутствует глубина, и главное определение, которое подходит игрушке – простота. Помимо этого «вятскую» матрешку традиционно инкрустируют соломкой.

Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в св

Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.

А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по

А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по особой технике 1-ого мазка, которая также имеет альтернативное название «китайка» или «китайская роспись». Для ее выполнения на плоскую кисть набирается несколько оттенков краски, после чего кисть прикладывается и поворачивается особым образом: все это позволяет моментально воспроизвести объемную деталь за счет переходов цвета. У «крутецкой» матрешки данная техника используется абсолютно для каждой части изделия – и для узоров на одежде, и для волос, и даже для румянца на щеках.

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно

Шаг первый. Мотя будет состоять из пяти особей, и начнем мы с того, что для каждой выделим прямоугольное место на бумаге. Шаг второй. В каждой геометрической фигуре рисуем формы статуэтки. Каждая следующая должна быть уменьшенной копией предыдущей. Шаг третий. Кружечками выделим места для лиц, нарисуем руки, сплетенные вместе. Шаг четвертый. Линиями определяем расположение глаз, носа и рта так. Шаг пятый. Теперь можно нарисовать симметрические и аккуратные лица. Кроме этого, сделаем начальные наброски для букетов в руках. Шаг шестой. Добавим букеты и набросаем цветков на сами куклы, сделаем их более красочными. Шаг седьмой. Уберем прямоугольники ластиком аккуратно, не задевая сам рисунок.Штриховкой сделаем густые прямые волосы, и просто обведем контуры более жирной линией. На DayFun Вы всегда найдете уроки рисования на самые различные темы. А если не нашли, то напишите мне на этой странице, и я постараюсь сделать такой урок для Вас.

Рисование – это не просто времяпрепровождение. Изображение на бумаге показывает отношение ребёнка к окружающему его миру, передаёт переполняющие его в данный момент чувства. Оно помогает родителям лучше познать внутренний мир малыша. Искусству передавать своё видение окружающего на бумаге надо учить. Тому, как нарисовать (поэтапно) один из любимейших детьми персонажей – матрёшку – карандашом, посвящена эта статья.

История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

В японской версии этой игрушки тоже находилось ещё несколько фигурок меньшего размера, а символизировала она божеств, что приносили людям счастье.

  Однако утверждать точно, что всё было именно так

Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.

  С создателем игрушки всё гораздо проще. Им являе

С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.

  Выглядела эта кукла как девушка, держащая в рука

Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.

  Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную в

Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Использовали для этого, как правило, липу – её древесина была более мягкой и во время сушки не покрывалась трещинами.

Теги

Теги

Adblock
detector