Ротация товаров в торговле

Что же такое ротация товаров?

Само слово «ротация» происходит от английского rotation, что означает «вращение» или «движение по кругу». Данный термин употребляется в разных областях, например, в сфере управления персоналом это «ротация кадров», а на телевидении словом «ротация» обозначается периодическое проигрывание какого-либо клипа или рекламного ролика.Также данный термин широко используется в торговой

Также данный термин широко используется в торговой сфере. Что такое ротация товара? Этот принцип довольно прост – товар, пришедший раньше, должен и продаваться первым. Часто бывает, что в то время, когда в магазин приходит очередная партия товара, продукция из предыдущей поставки еще не распродана. Зато сроки годности товаров из разных партий могут различаться. Если каждый раз во время новой поставки товара выставлять его на полки, то продукция из старых партий может «заваляться», в результате чего станет непригодной по причине истечения конечного срока реализации. Более свежую продукцию следует ставить позади той, которая изготовлена раньше. Пожалуй, это главный принцип ротации товара.

Видео

В каких еще сферах используют ротацию?

Термин «ротация» переводится с латинского языка «кругообразное перемещение» и «вращение», а используется он во многих сферах деятельности. Его используют в различных контекстах в приблизительно одном и том же значении, однако смысловые оттенки могут немного отличаться:

Сфера деятельностиРасшифровка термина «ротация»
Торговое делоПорядок перемещения товаров
Работа с кадрамиПеремещение работников из одного отдела в другой
СпортСмена игроков в команде
Военное делоЗамена одних боевых групп другими
Сельское хозяйствоЗамена посевного материала
МедицинаСмещение позвонков, при котором один позвонок покрывает другой
Телевидение и радиовещаниеПериодическая трансляция одного и того же музыкального клипа или песни

Ротация по срокам годности

Сначала нужно продавать товары предыдущих поставок. Если продавать сначала новые товарные позиции, то у старых могут закончиться сроки годности, что приведет к убыткам.

Для исключения данного риска следует время от времени проверять остатки на складах и в самом магазине. Следует помечать время, на протяжении которого товары необходимо реализовать.

Например, в продуктовых магазинах более свежие продукты выкладывают глубже.

На перед выставляются продукты, срок годности которых ближе к окончанию.

Ротация по срокам годности

Сначала нужно продавать товары предыдущих поставок. Если продавать сначала новые товарные позиции, то у старых могут закончиться сроки годности, что приведет к убыткам.

Для исключения данного риска следует время от времени проверять остатки на складах и в самом магазине. Следует помечать время, на протяжении которого товары необходимо реализовать.

Например, в продуктовых магазинах более свежие продукты выкладывают глубже.

На перед выставляются продукты, срок годности которых ближе к окончанию.

Перемещение товаров в складских помещениях

Ротация проводится не только в торговых залах, но и в складских помещениях. Основной задачей перемещения на складе, является недопущение появления просроченного товара. Основным правилом здесь является принцип – «первым прибыл, первым выбыл».

Ответственность о слежении за сроками годности про

Ответственность о слежении за сроками годности продуктов, находящихся на складе, лежит на сотрудниках склада. Управление складскими запасами требует знаний и умений по учёту и размещению товаров в складских помещениях.

Сейчас достаточно распространены магазины, в которых хранение товаров происходит непосредственно в торговом зале. Тут очень важно следить за правильной расстановкой продукции, чтобы продукты с более поздними сроками производства не мешали продать товар с истекающим сроком годности.

Виды ротации товара

Технология ротации разработана на основе особенностей человеческого поведения. При этом учитываются не только общие закономерности, но и культурные предпочтения. 

Пример.В американских маркетах практикуется регулярное перемещение групп товаров в разные участки торгового зала. Это создает у покупателей интерес и ощущение постоянного обновления. Тогда как российские покупатели более консервативны и предпочитают быстро находить нужный продукт в знакомом месте. Поэтому продукция в российских торговых точках ротируется только внутри товарных групп.

Маркетинговые исследования покупательского поведения потребителей постоянно обновляются и дополняют технологию ротации, но основные ее принципы остаются неизменны уже долгое время. 

Существует три вида ротации. В зависимости от торговой стратегии и особенностей ассортимента может использоваться один из них или все три сразу.

  1. По количеству. Главная цель – оптимальная частота и объем поставок товара. В идеальном варианте новые поступления в торговую точку должны приходить тогда, когда почти полностью распродана предыдущая партия. На практике это не реализуемо, поэтому количественная ротация призвана рассчитать такую схему поставок, при которой не остается больших излишков с истекающим сроком годности, но продукция вовремя поступает на полки в ответ на запрос потребителя. При этом количественная ротация должна оптимально использовать складское пространство, укладываясь в отведенное для каждой позиции место хранения. Расчет заказа проводится на определенный период, за основу берут данные реализации по такому же предыдущему периоду.

Заказ новой поставки рассчитывается по схеме: 

Количество товара к заказу = планируемое к продаже количество товара + товар для выкладки на витрины – товар, который уже выложен на полки.

Самая сложная задача – это рассчитать схему закупок скоропортящихся продуктов. Они должны заказываться часто и малыми партиями, чтобы как можно быстрее перемещаться в торговый зал. В целом, на реализацию должно отводится не более 60–70 % времени от всего срока годности.

  1. По цене. Ценовая ротация связана с любыми изменениями цены. Это может быть снижение цены для распродажи излишков, акции от поставщиков на новые позиции, изменения цен на сезонную продукцию и т. д. В целом, изменения цены в крупных торговых точках могут происходить ежедневно, что нередко вызывает недовольство у покупателей, особенно если во время замены ценников допущены ошибки. На эту работу обычно отводят время без посетителей – перед открытием или после завершения рабочей смены. 

Одновременно с заменой ценников и актуализацией цен на кассе, проводится перемещение товара в горячие зоны – средние полки, прикассовые зоны, распродажные корзины.

  1. По сроку годности. Цель – сократить затраты из-за нереализованных излишков с истекшим сроком годности, снизить вероятность репутационных рисков и падения покупательской активности из-за продукции на полках с истекающим сроком. Ротация по сроку годности чаще всего проводится по двум принципам товарооборота: FIFO (First in – First out) и FEFO (First expire – First out). Согласно системе FIFO, «первый пришел – первый вышел» в первую очередь, с точки хранения отбывают те позиции, которые раньше всех поступили. Система FEFO «первый истекает – первый выходит» во многом схожа с FIFO, но здесь в приоритете срок годности. Сроки хранения при этом отслеживаются с помощью автоматизированных систем учета. 

Системы товарооборота применяются на всех этапах движения товара – от склада до полки. В торговом зале вновь прибывшая продукция выкладывается на полки всегда за предыдущей партией. Таким образом в первую очередь раскупаются позиции с меньшим запасом срока годности. В складских помещениях ранее поступившие партии перемещаются к месту выдачи в зал, а новые поступления занимают их место хранения.

Правильная ротация

Размещать товары на полках нужно в соответствии с результатами многочисленных исследований, проведенных психологами. Например:

  • Самыми эффективными являются полки на уровне 1,5-1,7 метра, то есть, на уровне глаз. Среднестатистические покупатели смотрят именно перед собой, а не вниз и не вверх.
  • Также наиболее дорогостоящими являются торцы секций – там покупатели обычно делают остановки, размышляя о том, куда им направить свою тележку.
  • В продовольственных отделах имеет смысл размещать хлебопечку – запах свежего хлеба подтолкнет людей покупать больше съестного. Это же означает, что на самые эффективные места нужно размещать наиболее вкусные (при этом, возможно, что не самые дешевые) товары.

Таких «маркетинговых примочек» выработано великое множество. Однако есть и более строгие правила:

  • Продукция должна быть сгруппирована по тематическим секциям. Продовольственные товары ни в коем случае не должны соседствовать с бытовой химией на одной полке.
  • Все упаковки должны располагаться на полке (или прилавке) лицевой стороной к покупателю.
  • Самое правильное – это оснащать магазин полками с наклоном, чтобы забираемые с передних рядов предметы автоматически (под действием силы тяжести) замещались товарами, находящимися в глубине стеллажа.
  • Недопустимо ротировать целые тематические стенды: постоянные покупатели запоминают расположение нужных им стеллажей, и необходимость поиска существенно снижает их готовность тратить дополнительные деньги.

И помним все, что было сказано в предыдущем разделе: товары с высоким спросом следует располагать на более широких полках. Во-первых, они будут расходиться быстрее, а во-вторых, следует предусмотреть, что этот ассортимент нужно будет разбавлять более дорогими наименованиями, а для этого нужно изначально предусмотреть место.

Заполненные полки – залог эффективной торговли

Некоторые продавцы, прежде чем выставлять на витрину более свежую продукцию, предпочитают дождаться того момента, когда полностью продастся старая. Однако это не совсем правильный подход, ведь полупустые полки вряд ли способны привлечь внимание потенциального покупателя. А если речь идет о супермаркете, то по окончании рабочего дня ответственного продавца товар на полках может попросту закончиться.Более того, нужно следить за тем, чтобы полки и ви

Более того, нужно следить за тем, чтобы полки и витрины магазина были как следует заполнены товаром. Так, ротация товара на полке может производиться следующим образом: старая продукция полностью снимается с витрины, затем назад выставляется более свежая. После чего на место возвращается стоявший там товар, а заодно попутно проверяются сроки годности.

Преимущества и недостатки ротации

У грамотной ротации есть масса преимуществ.

Основные плюсы:

  • стимулирование покупательской активности, что приводит к росту итоговой выручки;
  • экономия свободного пространства. За счет экономии можно снизить затраты на содержание склада и хранение товаров;
  • увеличение общего времени пребывания человека на территории магазина. Чем больше человек проведет в магазине, тем больше вероятность, что он купит товар, который в обычной ситуации он бы не приобрел;
  • практически нулевая стоимость. Некоторые исследования показывают, что по эффективности ротация сравнима с рекламой, а ее проведение не требует никаких дополнительных расходов;
  • постоянное перемещение позволяет отслеживать качество товаров.

Однако у ротации есть и несколько недостатков. Основным минусом является то, что чрезмерная активность может уменьшать потребительские спрос — если человек привык покупать один и тот же товар в определенном месте, то постоянное перемещение может сбить его с толку.

Также ротация малоэффективна в некоторых сферах деятельности. Например, в случае изготовления мебели под заказ, размещение товаров в магазине слабо влияет на активность покупателя.

Теги

Adblock
detector