«Сатана», «Люцифер», «Дьявол», «Демон», «Чёрт»

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сатана

(греч. satanas , от др.-евр. satan — враг, заговорщик) — дьявол, злой дух, властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С— символ предателя. Цвет С— черный, символ всего губительного. С, или дьявол, появлялся в 2 ипостасях: соблазнителя и преследователя. В первом случае он принимал обманчиво привлекательный вид, во втором — устрашающий. Считали, что С. насылает болезни, а вместе со своим воинством (чертями и чертенятами) мешает творить молитву, задувает свечи, смущает благочестивых, богобоязненных. Черти могут принимать облик свиньи, змеи, собаки, влекут человека к соблазнам. Считали, что хороший, добрый поступок — от Бога, дурной — от С. Согласно ортодоксальному христианству, С— творение Бога, падший ангел. В отличие от ортодоксального христианства, манихейство уравнивало С. и Бога, что с точки зрения христианской ортодоксии являлось величайшим заблуждением.

Видео

Сатана, Дьявол, Люцифер—когда появились первые два имени этого триумвирата

Они начали своё существование с появлением Библии — тут нет никаких сомнений. По крайней мере, там они упоминаются впервые. Но, в отличие от Люцифера, оно появляется как имя нарицательное и никакого окраса, кроме негативного, не имеет. Изначально его использовали как названия того, кто препятствует добру и высшим силам. Так называли обычных людей, которые не хотели покоряться воле Господа. Ангела нарекает таким именем только пророк Захария. Он пишет о нём, как о обвинителе на небесном суде.

Пока читаешь всё это, закрадывается вопрос — как Господь не распознал Зло в ангеле, которого зовут Сатана? Ведь с древнееврейского оно переводится, как противник, клеветник и обвинитель.

В отличие от Люцифера, имя которого означает и хорошие начала, Сатана несёт только негатив. По смыслу оно означает противника светлого

воинства. Того, кто несёт всё зло в мир и заманивает человека на гибельный путь.

Будет ли анти христ вопло ще нием сатаны?

Порой можно встре­титься с утвер­жде­нием, что подобно тому, как Гос­подь вопло­тился от Девы, так и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­века. Такое мнение явля­ется ложным и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и примет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем». Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свя­щен­ного Писа­ния об анти­хри­сте: «Кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» (2Фес.2:9). При этом сатана даст анти­хри­сту «…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть» (Откр.13:2). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6). Согласно Писа­нию, анти­христ будет обла­дать как рели­ги­оз­ной, так и поли­ти­че­ской вла­стью.

Почему мы пишем «сатана» с малень кой, строч ной буквы?

Мы пишем слово «сатана» с малень­кой буквы, руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с Небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив данное Твор­цом имя, вместо кото­рого, говоря проще, оста­лось  «одно назва­ние». Что каса­ется наиме­но­ва­ния «Ден­ница», то его мы можем писать как с заглав­ной, так и со строч­ной буквы: в первом случае, если гово­рим о нем до того, как он воз­гор­дился; во втором – если гово­рим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.

***

«Почему же диавол назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком? Врагом назы­ва­ется потому, что он чело­ве­ко­не­на­вист­ник, нена­вист­ник добра и кле­вет­ник; про­тив­ни­ком же назы­ва­ется потому, что он ста­ра­ется пре­пят­ство­вать вся­кому доб­рому делу. Хочет ли кто помо­литься: он про­ти­вится и пре­пят­ствует ему злыми вос­по­ми­на­ни­ями, пле­не­нием ума и уны­нием. Хочет ли кто подать мило­стыню: он пре­пят­ствует среб­ро­лю­бием и ску­по­стию. Хочет ли кто бодр­ство­вать: он пре­пят­ствует лено­стью и нера­де­нием, и так-то он сопро­тив­ля­ется нам во всяком деле, когда хотим сде­лать доброе. Поэтому он и назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком. Сми­рен­но­муд­рием же сокру­ша­ются все оружия врага и про­тив­ника».  

пре­по­доб­ный авва Доро­фей

***

См. БЕС­НО­ВА­НИЕ

Теги

Adblock
detector