Символизм и история креста в христианстве и не только

О молитве Кресту

Молитва Кресту это поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, кто распят на Кресте.

Свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов:  “Пра­во­слав­ные хри­сти­ане не счи­тают, что крест явля­ется какой-то лич­но­стью, чем-то оду­шев­лен­ным и тем более боже­ствен­ным. Стоит пом­нить, что цер­ков­ные пес­но­пе­ния – это высо­кая поэзия, а для поэзии как раз свой­стве­нен такой прием как «оли­це­тво­ре­ние», при кото­ром свой­ства и каче­ства чело­века пере­но­сятся на неоду­шев­лен­ные пред­меты. Для при­мера можно вспом­нить лер­мон­тов­ское «и звезда с звез­дою гово­рит». Этот прием широко исполь­зу­ется в поэ­ти­че­ских текстах Свя­щен­ного Писа­ния, напри­мер: «да руко­пле­щут реки, да ликуют вместе горы» (Пс.97:8). То же и в бого­слу­жеб­ной поэзии, когда поется: «Радуйся живо­нос­ный Кресте, бла­го­че­стия непо­бе­ди­мая победа». Ну а молитва кресту, это просто поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, Кто распят на кресте. Именно к Нему, ко Христу, мы обра­щаем наши молитвы, именно от Него мы и чаем полу­чить ответ на них и спа­се­ние.”

Видео

Над писи и крип то граммы на Рус ских кре стах:

«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,

«Г.Г.» — гора Гол­гофа,

«Г.А.» — глава Ада­мова; причем кости рук, лежа­щие перед голо­вой, изоб­ра­жа­ются: правая на левой, как при погре­бе­нии или при­ча­ще­нии. Череп под нижней косой пере­кла­ди­ной вось­ми­ко­неч­ного креста явля­ется сим­во­ли­че­ским изоб­ра­же­нием головы Адама, погре­бен­ного по пре­да­нию на Гол­гофе (по-евр.  — «лобное место»), где и был распят Хри­стос.

Буквы «К» и «Т» озна­чают копие воина и трость с губкой, изоб­ра­жа­е­мые вдоль креста.

Над сред­ней пере­кла­ди­ной поме­ща­ются над­писи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;

а под ней: «НИКА» — Побе­ди­тель;

на титле или около нее над­пись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;

«I.Н.Ц.И» — Иисус Назо­рей Царь Иудей­ский;

над­пи­са­ние над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Формы

Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:

  • Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
  • Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
  •  Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
  • «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
  • Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
  • Крест-накупольник с полумесяцем.

Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от

Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь

Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:

  • обе поперечины одинаковые — «латинский»,
  • вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».

О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).

Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.

Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:

Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.

Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья

Кресты — пока что еще не свободные от влияния формы античных монограмм Христа — существовали в мозаиках поздней Античности и раннего Средневековья. Мозаика из баптистерия кафедрального собора итальянского города Альбенга датируется второй половиной V века. На ней схематически изображена Троица в виде тройного повторения хризмы (монограммы Христа Хи Ро). Троекратное повторение греческих букв Альфа и Омега обозначает могущество Господа. Первая и последняя буквы греческого алфавита упоминаются в библейском стихе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Сидящие вокруг двенадцать голубей — символы двенадцати апостолов, основоположников христианской церкви на земле. Голуби будут появляться и на других памятниках итальянского искусства, например на кресте XII века в мозаике в римской базилике Святого Климента.

Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта

Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта-Пуденциана, созданная около 385 года, демонстрирует уже не хризму, но настоящий крест, украшенный драгоценными каменьями. На мозаике 549 года из равеннской базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в центре драгоценного креста располагается изображение Спасителя.

На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня

На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, кресты есть в руках у святых, апостолов и у самого Спасителя (распятие изображено на Священном Писании).

Уже по тому, как крест органично встраивается в по

Уже по тому, как крест органично встраивается в повествование мозаик и икон, очевидно, что к IV–VI векам распятие стало частью христианской литургии. Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).

Действительно, на некоторых  — погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.

Фаюмские портреты с иконой роднит материал (деревя

Фаюмские портреты с иконой роднит материал (деревянная дощечка) и техника энкаустики (краски на воске). Вероятно, египетские изображения могли стать прототипом для композиционных решений иконы, а некоторые детали — перекочевать из политеистических образов в христианские

Важность распятия как универсального символа христианства в поздней Античности, разумеется, подтверждают и сохранившиеся артефакты. Среди самых ранних крестов из металла — так называемые crux gemmata, то есть золотые распятия, украшенные драгоценными камнями. Один из них мы видели на мозаике выше, а самый старый такой крест, дошедший до нас, датируется концом VI века. В том же веке появились изображения Христа, распятого на кресте, — уже не в пародийных или магических контекстах. Однако это другая история — сцена распятия Господня была одним из важнейших столпов христианской иконографии и заслуживает отдельной статьи. В этой же мы поговорим только о кресте как символе распятия, а также различных его формах.

В поисках подлинного Креста

В поисках подлинного Креста

В начале IV века император Константин узаконил христианство. Он санкционировал раскопки некоторых святых мест жизни Христа на территории, которая стала называться «Святой Землей». В то время она была частью римской провинции Палестина, окруженной рекой Иордан на востоке, Средиземным морем на западе и Сирией на севере.

К V веку возникла легенда, что во время этих раскопок мать Константина, Елена, обнаружила части крестов, на которых был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Верующие говорили о чудесном исцелении, произошедшем, когда к больной женщине прикоснулись одним куском, что доказывает, что это была часть настоящего креста самого Христа.

Константин построил большую церковь, Мартириум, над местом, где, как предполагалось, находилась гробница Иисуса. Сентябрьская дата освящения этой церкви стала отмечаться в православии и католицизме как праздник «Воздвижения Креста Господня».

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Одна часть того, что считалось настоящим крестом, хранилась и почиталась в Страстную пятницу в Иерусалиме с середины четвертого века до его завоевания мусульманским халифом в седьмом веке.

Многочисленные христианские церкви были построены в Римской империи в IV и V веках. При финансовой поддержке империи эти большие здания были украшены замысловатыми мозаиками с изображениями фигур из Священных Писаний, особенно Христа и апостолов.

Крест, изображенный на мозаике, представляет собой

Крест, изображенный на мозаике, представляет собой золотой крест, украшенный драгоценными камнями круглой или квадратной формы, визуальное представление победы над грехом и смертью, достигнутой смертью Христа. Его называли «crux gemmata» или «украшенный драгоценными камнями крест».

С VI века до раннего средневековья художественные изображения Распятия стали более распространенными. Иногда Христа изображали на кресте одного, а порой, между двумя другими преступниками, распятыми вместе с ним. Чаще всего Христа на кресте окружают с обеих сторон фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.

Раннесредневековое изображение Христа на кресте.

Раннесредневековое изображение Христа на кресте.

Публичное поклонение кресту в Страстную пятницу становилось все более распространенным за пределами Святой Земли.

В средневековый период распятый Христос обычно изображался в виде безмятежной фигуры.

Теги

Adblock
detector