Система наследования (XI век). Полный курс русской истории

Основные особенности наследственного права на Руси

Определение 1

Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.

Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».

Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.

Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:

  • Сыновья умершего признавались наследниками первой очереди. Каждому из них должны были предоставляться равные доли от наследственного имущества. По сложившемуся в то время обычаю, младший сын получал двор после смерти отца, который не делился между сыновьями.
  • Имущество, остававшееся после смерти матери наследовалось отдельно. Его мог унаследовать тот из детей, «… у кого она жила на дворе и кто ее кормил».
  • Если в семье были сыновья, то дочери не призывались к наследованию после смерти их отца. Когда дочери выходили замуж, они имели право получить от братьев только приданое.
  • Если в феодальной семье не было сыновей, дочери феодалов могли претендовать на наследство, тогда как в зависимых семьях дочери не наследовали в любом случае. Это имущество в данном случае должно было поступить в распоряжение князя, который должен был при выходе дочерей умершего зависимого крестьянина замуж, предоставить им приданое.
  • Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.

    Замечание 1 Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.

Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.

Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.

Получи деньги за свои студенческие работы Курсовые, рефераты или другие работы

Видео

Престолонаследие на Руси

Первым правителем Руси был Рюрик, он является первым из рода князей. Династия Рюриковичей правила около 700 лет. История государства Российского лежит у его истоков.

Лиственничная система престолонаследия — это право на престол следующего по старшинству в семье. Так, от старшего брата власть переходит младшему, а после — детям старшего брата и только потом – младшего. Название пошло от слова “лествица”, что означает восхождение, как по ступеням лестницы. Так в роду остаются правящие потомки, и те, кто выбывает из родового рода князей, потомки которых не рассматриваются как претенденты на трон. Выбывших называют “изгоями”, они не успели занять княжеский престол даже на короткое время.

1054-й — год создания лествичного права, которое было составлено Ярославом Мудрым.

Система престолонаследия по старшинству представителя рода просуществовала долгое время.

Отказ о лествичного престолонаследия

С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.

В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.

На 4-й неделе Великого поста почитают особенного святого, иконы с изображением, которого нечасто встретишь в православных храмах мира. Это Иоанн Лествичник. Синайский монах, 40 лет проведший в отшельничестве и оставивший в конце жизни великий духовный труд в виде книги «Лествица Рая», навсегда вошел в церковную историю, а его образ занял особенное место в иконописи.

Дни памяти:

Дни памяти:

  • 12 апреля
  • четвертое воскресенье Великого поста

В середине VI века в Синайский монастырь (в настоящее время Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте) пришел 16-летний юноша по имени Иоанн. Решив посвятить себя служению Господу, он стал послушником, а спустя четыре года принял монашеский постриг. Ведомый духовными исканиями, через 19 лет он удалился в пустынное место, где провел в отшельничестве сорок лет в молитве и за написанием книг. Под конец жизни его, глубокого старика, разыскали монахи Синайского монастыря и уговорили вернуться в обитель в качестве игумена. На четыре года Иоанн возглавил монастырь и написал по просьбе братии духовный труд, который назвал «Лествица рая». Этот итог монашеского пути, изложенный простым и понятным языком, стал на долгие времена одной из важнейших книг для иноков. Шло время, и «Лествица», переписываемая монахами, все больше и больше дополнялась иллюстрациями, которые в итоге перекочевали в иконопись. Так появилась совершенно уникальная икона «Лествица Иоанна Лествичника».

Особенности лествичного права

Представители правящего рода княжили на подвластных им территориях. Территории эти были неравнозначны по своему влиянию на регион. Несколько особо влиятельных городов определяли политическую обстановку всего региона, поэтому за власть над ними князья нередко воевали. Случались войны и среди представителей одного рода.

Киев был главным городом, которым управлял глава рода. Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль и ряд других городов также были важными центрами.

Если глава рода менялся, то и остальные князья часто меняли место княжения, так как именно глава рода распределял наделы между родственниками. Не всегда это устраивало других членов правящей династии, что приводило к междоусобным войнам.

В 1097 году прошёл Любечский съезд, на котором лествичная система была распространена также на внутреннее устройство княжеств.

Князья, не получившие места в очереди на правление в крупных центрах, получали от старшего брата, правящего там, уделы. Так они становились наместниками князя и обладали властью, хоть и меньшей, чем их старший родственник.

Правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?

-Да ладно, ничего… А правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?

— Правда. Вот она, эта икона. Смотри: лестница от земли до неба, у подножия – Иоанн Лествичник такой в кафедре стоит , проповедует, а на лестницу карабкаются человечки. Одни дальше лезут, ко Христу, вокруг них ангелы, другие срываются, падают, их черные подхватывают, утаскивают…

от Матрицы к Лествице

-Как думаешь, я на ней — где?

— Ох!.. Откуда мне знать. Это ты сам должен чувствовать.

— Ну да… А ты?

-Ох!… Не знаю, брате.

— Кстати, к вопросу о «методичке». Вот, батюшка, я думаю: книга эта – памятник монашеской литературы. Так? Она ведь – для монахов. А мы-то с тобой – не монахи. Знаешь, сколько новоначальных пыталось эту книгу буквально применить в жизни, ничего у них не вышло, только повредились в своем житии, и вовсе бросили всякое делание. А то и из Церкви ушли, разочаровавшись?…

— И что?

— Да ничего… Нужная вроде бы книга, важная – но как нам-то ее, мирским, читать? Мы не отшельники, не в пустыне средневековой живем?

-Как читать? А вот именно – не как «методичку». А читать – творчески.

— Это как?

— А примеряя прочитанное – не букву, но дух, по слову евангельскому – к себе, к устроению своего «я» и своей жизни.

— Например?

Муравьиными шагами по Лествице

Отступление от системы

Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.

Существуют примеры нарушений лествичного права:

  1. Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.

  2. Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.

  3. В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.

  4. Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.

  5. Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.

Особенности наследования

На основании лествичного права князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах.

В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Это было связано с большими неудобствами, но сохранялось единство государства.

Во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны.

Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.

Престолонаследие при ранних Рюриковичах

Памятник Владимиру Великому в Москве / Vladimir d'Ar, 2016

После того, как умирает Святослав, приходящийся Рюрику внуком, на Руси начинается сложный исторический период феодальной раздробленности. Власть распределяется между Олегом, Ярополком и Владимиром. В междоусобной войне братьев-наследников престола победу одержал Владимир, последний выживший из них.

Но почему ранние Рюриковичи так часто враждовали при наличии такой вроде бы понятной и логичной Лествичной системы? Интересно, но именно Лествичное право, как правило, и являлось своеобразным камнем преткновения: амбициозные претенденты на главный княжеский престол были особенно недовольны тем, что княжение от отца переходит не его сыну, а брату.

Теги

Adblock
detector