Теории, мифы и легенды

Эверест — самая высокая гора в мире

Покорить 8848 метров этого невероятного выступа на лице Земли — одно из величайших достижений в жизни некоторых людей, но называть этот пик самой высокой горой в мире было бы неправильно. Это звание принадлежит Мауна-Кеа, вулканическому пику на Гавайях с саммитом на высоте 4205 метров.

Но погодите, скажете вы, это же намного меньше, чем высота Эвереста. На самом деле, это число указывает лишь высоту над уровнем моря — большая часть этого пика уходит на дно Тихого океана. Вместе с ней высота горы достигает 10 000 метров, что делает ее самой высокой горой на планете. Технически, Эверест — высочайшая гора над уровнем моря, но уж точно не самая высокая гора на Земле.

Видео

Молния никогда не ударит дважды в одно место

Ох, ударит, и еще как. Деревья и высотные здания часто получают удары молний, которые не особо заморачиваются о том, куда бить. На самом деле, Национальная метеорологическая служба США свидетельствует о том, что в Эмпайр Стейт Билдинг молния бьет 25 раз в год. Однажды во время одной грозы она получила восемь ударов молний за полчаса.

Конечно, основная цель этой идиомы заключается в том, чтобы поощрять людей пытаться делать что-то больше одного раза — сарафанное радио говорит о том, что плохой опыт вряд ли повторится. Но это абсурдно в некоторой степени. Рой Салливан вошел в Книгу рекордов Гиннесса человеком, которого ударило молнией семь раз в разных местах, а Цутому Ямагучи вообще попал под две из двух ядерных бомбардировок, направленных на уничтожение людей, в истории человечества — в Нагасаки и в Хиросиме.

Инопланетные теории зарождения мифов

Все мы любим, иной раз, посмотреть документальные

Все мы любим, иной раз, посмотреть документальные передачи, в которых рассказывается о нетрадиционной истории. Если же вы не слышали о таких передачах, то мы приведем вам пару примеров, которые вполне могут стать мифами, спустя лет так 200-300.

Например, считается, что в древности нашу планету посещали инопланетяне (а некоторые так думают и по сей день). Именно инопланетяне и представлялись нашим предкам богами, ибо по другому их превосходство они никак не могли объяснить.

Такая теория, хоть и звучит неправдоподобно, но объясняет многие факторы. И наличие сверхоружия (молнии Зевса, око Ра и т.д.), и немыслимые успехи в архитектуре (греческие и римские храмы, египетские пирамиды и Сфинкс и т.д.), немыслимые существа (биологические эксперименты).

Но, как мы уже говорили в некоторых наших предыдущих статьях, пока нет ни доказательств этого, ни, какой-либо, опровергающей информации. А потому, одинаково правы будут и те, кто поддерживают эту теорию, и те, кто ее опровергают.

Философия как форма мифологии

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала, решения проблемы соотношения рационального познания и мифологического повествования были предприняты уже в античности (с этого, собственно, и началось развитие античной философии). Есть люди, которые поражают окружающих своей способностью думать о вещах, о которых никто не задумывался и не осмеливался задавать вопросы. Они называют себя философами, то есть любителями мудрости. Философия происходит от греческого слова «phileo», означающего «любовь», и «sofia», означающего «мудрость», поэтому первоначальное значение термина можно интерпретировать как любовь к мудрости, мудрость. Впервые это слово было использовано знаменитым греческим мыслителем Пифагором в VI веке до нашей эры. Он хотел провести фундаментальное различие между знанием, которое передается из поколения в поколение в готовом виде (посредством мифов, легенд, традиций), и знанием, которое можно получить лично, полагаясь на собственный интеллект, путем рассуждений и критической оценки действительности. Согласно преданию, правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Это слово было непонятно правителю, и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, — говорил он, — подобна Олимпийским играм: одни приходят, чтобы участвовать в них, другие — чтобы действовать, а самые удачливые — чтобы смотреть; так и в жизни: одни рождаются жадными до славы и наживы, а философы — только для истины. Первоначально и Пифагор, и другие философы древности придавали термину «философия» смысл, отличный от того, который закрепился за ним в более поздние времена, и сводился, по сути, к тому, что философия — «царица всех наук». Они не считали себя мудрыми и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как считалось тогда, заключалась в мифах, религии, легендах, которые шли от предков, из глубины веков. А прорицатели, жрецы, старейшины — признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», чьи слова не вызывали сомнений и принимались беспрекословно, считались носителями мудрости, знания, проверенного веками. Философ же должен был быть искателем, любителем мудрости, чтобы стремиться к ней, полагаясь не на авторитет, а на собственный разум, используя знания и опыт, в том числе и творчески приобретенный другими. Философия возникает как путь к рациональному познанию мира. Самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философия разрушает традиционный взгляд на мир и создает новую концепцию мира как упорядоченного, рационально упорядоченного космоса, в котором все происходит по закону, а не по прихоти всемогущих богов или судьбы. Этот взгляд на мир как на упорядоченное целое, который современные образованные люди считают само собой разумеющимся, берет свое начало в древней философии. Древнегреческий мыслитель Платон впервые выделил философию в особую науку. Из-за неразвитости наук актуальные философские проблемы были вплетены во всю совокупность знаний, и лишь позднее из нерасчлененного знания или протознания (от латинского слова Ðrotus — первый) выделились математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имеющую задачу дать ответы на самые общие и глубокие вопросы о природе, обществе и человеке.

Роль мифологии в возникновении философии

Любовь к мудрости послужила основой для возникновения философии как отрасли интеллектуальной культуры. Если сравнить (как это делали древние греки) философию с деревом, то любовь к мудрости — это корень, из которого она прорастает, в том смысле, что развитие философии вдохновляется любовью к мудрости. Но материалом для построения духовного древа философии послужила предшествующая ветвь духовной культуры — мифология. Миф — это вымысел, сказка, с помощью которой разум первобытного человека пытался не только объяснить себе непонятные и угрожающие явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. «Таким образом, — говорил В.Г. Белинский, — первобытное человечество, в лице грека, во всей полноте кипящих сил, во всем жаре свежего, живого чувства и молодого, цветущего воображения, объясняло явления физического мира влиянием высших, таинственных сил». Мы находим много интересных высказываний А. М. Горького. «Чем древнее легенда и миф, — писал он, — тем мощнее в них звучит торжество человека над силами природы….. Почти во всех древних мифах человек наказывается богами за свое служение человеку: Прометей — за кражу огня с небес, Тантал — за кражу пищи богов, нектара и амброзии, Сизиф — за то, что посадил посланную Зевсом смерть в цепи, и люди перестали умирать. К мифам о борьбе человека с природой добавились мифы о Геракле, Тесее и других героях, которые побеждали зверей, чудовищ и силы природы. Воображение древнейших мифов имело ярко выраженный материалистический оттенок. «Образ был, — продолжает А.М. Горький, — вместилищем определенного комплекса переживаний и воспринимался как идея, которая, возбуждая творческую силу, дополняла недостаток того, что было действительно дано, тем, что желалось как возможное. Поэтому миф — это не бесплодная фантазия, а по своей сути — реальная правда, дополненная фантазией и призванная направлять жизнь коллектива….. «

Теги

Adblock
detector