Трагическая судьба Британика. Тайны гибели третьего близнеца Титаника

История трех кораблей-братьев

Ускорившийся темп жизни в начале 20 века требовал более быстрых перемещений в пространстве, чем это было ранее. Стремительно развивающаяся торговля между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света создала потребность в мощных и скоростных трансатлантических судах.

В 1902 году началось осуществление проекта «Лузитания», в рамках которого в Америке были созданы 2 небывалых по размеру и скорости корабля. Лайнеры-сестры «Лузитания» и «Мавритания» взяли на себя трансатлантические перевозки, что поставило процветание Британского торгового флота под угрозу.

В ответ на вызов США на верфях «Харланд энд Вольф» в Белфасте было решено построить 3 лайнера, превосходящие по своей мощности и надежности американские. Заказчиком стал один из директоров корабельной компании «Уайт Стар Лайн».

Так в 1907 году началось осуществление проекта Британского адмиралтейства, благодаря чему свет увидел появление трех кораблей-братьев – «Олимпика», «Титаника» и «Британика». Корабль пассажирский как категория судов, таким образом, преобразился, стал намного быстрее существующих на то время военных линкоров, благодаря оснащенности по последнему слову техники.

Видео

Первое путешествие Британика

История «Британика» как военно-морского госпиталя началась 23.12.1915 года, когда он вышел из Ливерпуля, готовый вывезти раненых бойцов, и взял курс на Неаполь и греческий порт Мудрос на острове Лемнос.

Совместно с двумя другими переоборудованными лайнерами – «Аквитанией» и «Мавританией», он курсировал в проливе Дарданеллы.

Капитаном «Британика» был введен строгий режим, которому подчинялись не только персонал, но и пациенты:

  • подъем в 6.00 + уборка койки;
  • завтрак в 7.30 с последующей уборкой столовой;
  • капитанский обход в 11.00;
  • ланч в 12.30 с уборкой столовой;
  • чай в 16.30;
  • ужин в 20.30;
  • обход капитана в 21.00.

Строгая дисциплина позволяла содержать госпиталь в порядке. Для дозаправки судна необходимо было зайти в Неаполь, что 28 декабря 1915 года и сделал «Британик». Корабль, фото которого в новом его облике стало узнаваемым на просторах Средиземноморья, добрал угля и воды и отправился в Мудрос, где его ожидали раненые.

Погрузка длилась 4 дня, а уже 09.01.1916 г. судно выгружало пациентов в Саутгемптоне. Сделав еще 2 «ходки» за ранеными бойцами, «Британик» вернулся в коммерческий флот из-за затишья на Средиземном море.

Последний поход

Фото: © Википедия

12 ноября 1916 года корабль вышел из Саутгемптона и направился на Лемнос, чтобы забрать очередную партию раненых. На борту корабля находилось 1065 человек — члены экипажа, врачи и медсёстры.

В 8:12 утра 21 ноября на корабле произошёл взрыв. В это время судно находилось неподалеку от греческого острова Кеос. По воспоминаниям очевидцев, после взрыва большинство членов экипажа решили, что корабль столкнулся с каким-нибудь мелким судном.

Однако капитан корабля Бартлет быстро понял, что ситуация критическая и даже хуже, чем на «Титанике». Первые четыре отсека были затоплены буквально за несколько минут. Корабль мог остаться на плаву даже при шести затопленных отсеках, однако дверь в одной из переборок заклинило, и вода продолжала поступать в другие отсеки. Осложнило ситуацию и то, что утром медсёстры открыли иллюминаторы в каютах на нижних палубах, чтобы проветрить помещения (тем самым нарушив инструкции по безопасности). По мере того, как корабль кренился на правый борт, вода стала проникать и через них.

Фото: © Wikimedia Commons

Капитан Бартлет попытался направить корабль к острову, но понял, что в движении вода только быстрее проникает во внутренние помещения и корабль не дотянет до берега. В этот момент на палубе уже выстроились пассажиры и члены экипажа, готовые к эвакуации. Капитан не отдавал приказа о спуске шлюпок на воду, намереваясь прежде заглушить двигатель. Однако занимавшиеся эвакуацией члены экипажа без его приказа спустили на воду несколько шлюпок, опасаясь того, что корабль затонет слишком быстро и у них может не хватить времени на эвакуацию.

Однако, поскольку к этому моменту ещё не успели заглушить двигатель, первые шлюпки засосало прямо под гребные винты накренившегося судна. 30 человек погибли под винтами корабля. Остальные 1035 человек спаслись. Самым удивительным случаем, несомненно, было спасение медсестры Вайолет Джессоп, которая умудрилась выжить во всех трёх катастрофах на кораблях класса «Олимпик»: на «Титанике», на «Олимпике» и на «Британнике». Причём в последнем случае она была как никогда близка к гибели, поскольку находилась в одной из шлюпок, которые засосало под винт корабля, но сумела выплыть.

Большое количество спасённых объясняется не только образцовой эвакуацией с корабля, но и другими факторами. В частности, местом крушения. «Британник» затонул в куда более «обитаемом» и судоходном районе, помощь подоспела очень быстро. К тому же температура воды составляла около 20 градусов, тогда как большая часть пассажиров «Титаника» спаслась с тонущего судна и погибла уже в ледяной воде, не дождавшись помощи.

Уцелеть в трех катастрофах

Корабль-госпиталь пересекал Эгейское море, имея на борту 1 134 человека.

Сразу после окончания утренней мессы 21 ноября 1916 г. молодая ирландская горничная Вайолет Джессоп услышала глухой рев. Добавим, что к этому времени она уже пережила аварию на «Олимпике» в 1911 г. и чудом спаслась в 1912 г. при крушении «Титаника». Именно эта женщина стала прототипом Роуз, героини киноэпопеи Д. Кэмерона. «Как будто необъяснимый взрыв прокатился по судну, — вспоминает Джессоп, — он вызвал продолжительную вибрацию по всей длине корабля».

Тонущий Британик. Фото:
Тонущий Британик. Фото:

Капитан, пытаясь вывести судно в более мелкие воды, приказал машинам работать на полную мощность и идти самым полным вперед. Он не знал, что вращающиеся с огромной скоростью винты корабля затягивали шлюпки в водоворот и перемалывали пассажиров.

Выжившие после крушения Британика. Фото: Commons.w
Выжившие после крушения Британика. Фото: / Royal Navy

Джессоп выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов. И уже через некоторое время наблюдала, как уходил под воду еще один великий корабль. «Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка опустил нос, а потом стал погружаться все глубже и глубже», — написала Джессоп в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году.

На государственной службе

В первое плавание “Британник” отправился 23 декабря – его целью стал порт Мудрос на острове Лемнос (Греция). Раненых загрузили на борт за 4 дня и перевезли в Саутгемптон. После этого было еще два рейса и небольшая пауза из-за того, что бои в Средиземноморье никак не утихали.

К осени едва возвращенный владельцу “Британник” сн

К осени едва возвращенный владельцу “Британник” снова передали в ведение военным. Он вновь понадобился в Средиземном море и вывез еще несколько тысяч раненых, пока 12 ноября 1916 года не отправился в шестой и последний рейс в Мудрос. 21 ноября он собирался пройти между островами Макронисос и Кея, и напоролся на мину, оставленную около месяца назад немецкой субмариной U-73.

Находившиеся на борту люди не восприняли ситуацию всерьез, посыпались шутки о протараненной подводной лодке. Однако капитан степень поражения осознавал и тут же начал думать о спасении “Британника”. Судно потихоньку стало крениться на правый борт и опускать нос в воду. Да, с затопленными четырьмя передними отсеками корабль мог держаться на плаву. Однако одну из дверей в переборках закрыть не смогли, и вода пошла дальше. Кроме того, утром иллюминаторы правого борта открывали для проветривания, и через них тоже внутрь поступала вода.

Суша была недалеко, и сначала капитану казалось, что медленно тонущий корабль удастся выбросить на мель у острова Кея. С этой идеей пришлось быстро расстаться – движущееся судно набирает воду намного быстрее.

Сигнал SOS был подан почти сразу после получения пробоины, и вскоре к госпитальному “лайнеру” подошло несколько других британских кораблей. При эвакуации не удалось избежать паники, несмотря на военное командование “Британника”. В суете нарушались и меры безопасности, предписывающие, например, спускать шлюпки на воду только после полной остановки судна. Если сделать это раньше, то есть риск быть затянутыми под вращающийся гребной винт. Именно так и произошло с двумя шлюпками, в результате чего погиб 21 человек. На самом судне погибло еще 9 человек.

От взрыва до полного затопления прошло 55 минут, и за это время спаслось 1036 человек. Спасательная операция на “Британнике” стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха. Если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде находившихся рядом нескольких судов, трагедия оказалась бы сравнимой с гибелью “Титаника”.

В список спасенных попала сестра милосердия Вайолетт Джессоп, успевшая поработать на “Олимпике” и оказавшаяся в числе выживших при крушении “Титаника”. Ее после всех происшествий стали называть “Мисс Непотопляемая”.

Теги

Adblock
detector