У бюста Нефертити нет левого глаза

Загадочная царица

В период правления фараона-реформатора Эхнатона не меньшую известность в Древнем Египте приобрела и его супруга. Но если сам египетский царь вызывал неоднозначные высказывания в свой адрес, то о красоте Нефертити не было споров.

О совершенстве и утончённости этой женщины слагались легенды. Интересно, что до сих пор историки не могут сказать, принадлежала ли Нефертити к знатному роду или была обыкновенной египтянкой, перед которой не смог устоять даже фараон.

Бюст царицы Нефертити / © Denzil Forde / forde_fiesta.artstation.com

В гробнице Эйе одна из надписей упоминает и Нефертити. В ней говорится:

“Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами (музыкальным инструментом), при звуке голоса её ликуют”.

Для древних египтян эта женщина была земным воплощением богини, а потому величайшие скульпторы и художники того времени стремились запечатлеть прекрасный образ.

Видео

Загадочная судьба Нефертити

Как мы уже сказали ранее, фараон Эхнатон правил недолгие 17 лет, 11 из которых подле него была Нефертити. Однако, последние 6 лет его правления, она, как царица, не упоминается. Более того, титул первой жены фараона переходит от Нефертити к девушке, по имени Кийа (одна из наложниц фараонского гарема).

Более того, на этом этапе истории имя Нефертити вообще нигде не упоминается, а рядом с именем Меританен, старшей дочерью Эхнатона и Нефертити, имя последней также не указано. Имя царицы стерто, а головной убор на рисунках и фресках – закрашен.

Интересный факт, ученым удалось обнаружить несколько изображений, практически одинаковых. Только на одних написано, что они изображают Эхнатона с Кийей, а на других – что изображены Эхнатон и Нефертити. Видимо, Кийа сильно завидовала положению Нефертити при фараоне. Скорее всего потому, что по уму и близко с ней не стояла. Из-за такой «ядовитой» ревности, она, видимо, и приказала стереть все упоминания о Нефертити.

Бюст и искусство Амарны

Реформа Эхнатона закономерно нашла отражение в изобразительном искусстве, которое было теснейшим образом связано с религией. Однако новые тенденции возникли не на пустом месте, они были уже подготовлены всем предшествующим развитием фиванского искусства с возросшим стремлением художников к внимательному изучению и реалистичной передаче окружающего мира. Произведения начального периода амарнского искусства, так называемого «архаизма», отмечены печатью демонстративного отказа от старых форм, это выразилось в несоразмерности частей тела при изображении людей, утрировке, доходящей до карикатурности, резкости рисунка, своеобразной «реалистической экспрессии». Краткий начальный период сменился расцветом амарнского искусства. С течением времени росло мастерство художников, на смену утрировке и заострённости силуэта в изображении человека пришли простота, реализм, непринуждённость в передаче движения. Уже первые рельефы и фрески амарнского периода демонстрируют отказ от симультанизма. Развивается пейзаж, пока ещё исполняющий функцию фона, но уже с реалистичной передачей представителей растительного и животного мира. Никогда прежде в стремлении как можно более конкретизировать место действия не изображалось столько садов и архитектурных сооружений. Перемены затронули не только форму, но и содержание. Впервые фараон выглядел не богом, а человеком, который живёт обычной жизнью в окружении семьи, в которой царит любовь.

Находки экспедиции Борхардта дали материал для изучения приёмов работы скульпторов в Ахетатоне. Для скульптурного портрета мастер сначала снимал с портретируемого маску, с которой выполнялась отливка. Он подвергал отливку обработке, удаляя всё ненужное и прорабатывая детали. Если результат получался неудовлетворительным, выполнялась новая отливка. Таким образом, работая над серией отливок, скульптор создавал образец для каменной статуи.

Скульптуры из мастерской Тутмоса отличаются и от произведений фиванской империи, и от «архаизма» Амарны. Все обнаруженные в мастерской скульптурные работы выполнены с высочайшим мастерством, тем не менее бюст Нефертити является наиболее выдающимся произведением в мастерской скульптора Тутмоса. Это единственное раскрашенное изображение «абсолютной завершённости» считается шедевром древнеегипетского искусства. Известняковый бюст превосходит по своему исполнению не только изваяния всех остальных эпох в истории Древнего Египта, но и другие изображения, рельефы и статуи амарнского периода. В отличие от изображений фараона, царицы и их детей в начале амарнского периода, бюст Нефертити в натуральную величину с его симметричными пропорциями производит впечатление гармонии и мягкой женственности. Этот портрет своими элегантными линиями ближе к современным топ-моделям, чем к идеалу с точки зрения древних египтян, изображавших женщин с округлыми и полными лицами.

Как правило, голова и тело для скульптурных изображений человека в Древнем Египте выполнялись по отдельности и из разных материалов. Бюст Нефертити не обнаруживает никаких деталей, которые могли бы свидетельствовать о том, что он предназначался для составной статуи царицы (например, отсутствуют так называемые «шипы» для соединения).

  • «Нефертити в возрасте». Берлин, № 21263, известняк, высота 40 см

  • «Монумент». Берлин, № 21358, гранит, высота 23 см

  • «Идеализированное изображение». Берлин, № 21300, известняк, высота 50 см

  • «Идеализированное изображение» (незавершённое). Берлин, № 21352, известняк, высота 29,8 см

  • «Красавица». Берлин, № 21220, кварцит, высота 30 см

В ряду других изображений древнеегипетской царицы эта работа является уникальной. Доротея Арнольд различает пять типов портретных изваяний царицы: The Definite Image — «Идеализированное изображение» (Берлин, № 21300 и № 21352), The Ruler — «Правительница» (Каирский египетский музей, JE 45547), The Beauty — «Красавица» (Берлин, № 21220), Nefertiti in Advanced Age — «Нефертити в зрелом возрасте» (Берлин, № 21263) и The Monument — «Монумент» (Берлин, № 21358). Как и другие египтологи, Доротея Арнольд считает, что бюст Нефертити (№ 21300) относится к идеализированным изображениям.

Рольф Краусс отмечает, что «ни одно человеческое лицо не имеет столь математически точных пропорций. Этот портрет — идеализированное изображение Нефертити». Историки искусства постоянно подчёркивают полную симметрию бюста. Подбородок царицы, рот, нос, урей на головном уборе лежат точно на центральной оси лица. Однако это касается только лица: левая сторона короны немного шире правой, а правое плечо чуть больше левого. Абсолютная симметричность лица Нефертити со всей очевидностью демонстрируется в зеркальном отражении. Бюст царицы занимает в амарнском искусстве видное место, поскольку отличается от предыдущих изображений своей чёткой «цифровой» системой. Несмотря на то, что сохранились многочисленные рельефы, бюсты, статуи, изображающие Нефертити, как она выглядела на самом деле, неизвестно.

Культурное значение

Со времени первой выставки, прошедшей в 1924 году, бюст Нефертити занимает особое место в музейной культуре Берлина и притягивает внимание многочисленных посетителей. Интерес к Древнему Египту, его культуре и истории вызвало открытие Говардом Картером в 1922 году гробницы Тутанхамона (KV62), признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии. Из всех найденных на данный момент предметов искусства Древнего Египта бюст Нефертити можно сравнить разве что с золотой маской Тутанхамона.

Этому портрету Нефертити газеты и журналы уделяли не меньше внимания, чем известным «селебритиз» и «девушкам с обложки». Для женщин в начале 1920-х, в пору расцвета «египтомании», он стал иконой стиля, и они копировали «макияж» царицы. В знаменитом фильме «Невеста Франкенштейна» (1935) волосы героини, которую играла Эльза Ланчестер, уложены в форме «короны» Нефертити.

Бюст Нефертити появляется в первых кадрах клипа на песню Майкла Джексона Remember the Time 1990 года, древнеегипетская царица в исполнении Иман носит узнаваемый головной убор, хотя её супруга в клипе величают Рамзесом.

В прессе за «Нефертити» закрепилось звание известнейшей или красивейшей «жительницы Берлина». В 2014—2016 годах в берлинском Фридрихштадтпаласте с большим успехом шло футуристическое ревю The Wyld, по сюжету которого Нефертити вернулась в ночную жизнь Берлина инопланетным существом. Костюм Нефертити, навеянный знаменитым скульптурным портретом, был создан Тьери Мюглером.

Изображение бюста украшает флаг и герб мухафазы Эль-Минья.

Теги

Adblock
detector