В.И. Вернадский как исследователь науки. К 150-летию со дня рождения

Детство и юношество

Детские годы Владимира Вернадского прошли на украинской земле. В городе Харькове он поступил в гимназию, где обучался до 1876 года. Одним из важных фактов в биографии Вернадского, определивших его судьбу, являлся ранний интерес мальчика к чтению. Он был очень любознательным и интересовался серьезной литературой. Владимир перечитал большую часть книг из библиотеки отца.

Тяжелое заболевание, перенесенное отцом, наложило отпечаток на жизнь семьи и сыграло роль в дальнейшей биографии В. И. Вернадского. Дневники, которые он начал вести после смерти брата Николая, содержали его самые потаенные мысли. Будучи известных ученым, он излагал в них свои философские идеи об устройстве мира и взаимодействии человека с природой.

Видео

Видео

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов – 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные производительные силы России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки – биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Семья

О личной жизни ученого можно рассказать кратко. Биография Владимира Ивановича Вернадского — это образец для подражания и пример счастливой семейной жизни. Еще в годы обучения в университете он заключил брак с Натальей Старицкой. Супруги назвали сына, родившегося в 1887 году, именем Георгий. В 1898 году Владимир и Наталья стали родителями во второй раз — у них родилась дочь Нина. Известно, что впоследствии девочка посвятила свою жизнь изучению психиатрии, а сын ученого стал профессором русской культуры в Йельском университете.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

Ноосфера – целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня — так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вернадский как один из основоположников украинской науки

1918 год – кульминация Первой мировой войны: на территории Украины немцы, по-прежнему ведутся боевые действия, а дом Вернадского на Полтавщине разгромлен в пух и прах большевиками. Вернадский, несмотря на все это продолжает активно вести научную деятельность, организовывая экспедиции и даже выступая с докладами.

Такая активная позиция не могла остаться незамеченной — после пришествия к власти гетмана Павла Скоропадского, именно Вернадскому было поручено создание украинской Академии наук. Ученный согласился взять на себя такую ответственность, более того, он уже четко понимал, в каком направлении ему необходимо будет двигаться. Его ориентиром стала российская Академия наук, как центр духовного и материального обогащения граждан, именно она была своеобразным «маяком» для ученого.

Украинская Академия наук открыла свои двери уже в 1919 году, а вместе с ней открылась и научная библиотека. Вернадский же продолжил трудиться над созданием и запуском ряда институтов. Однако пришествие большевиков вынудило его покинуть Украину и отправиться на биологическую станцию в Староселье, а после в Крым.

Теги

Adblock
detector