За или против многоженства?

Религия и многоженство

Многоженство в мире существовало у многих народов.

Многоженство в мире существовало у многих народов. Только состоятельный мужчина мог позволить себе несколько жен. Зачастую это была вынужденная мера. В Древней Греции, когда в войнах погибало много людей, полигиния допускалась для воспроизводства населения. Как только этот вопрос стабилизировался, она попадала под запрет.

На Востоке чисто практическое значение полигинии было всегда актуально. С появлением в 6 веке ислама многоженство у мусульман закрепил шариат — свод обычных норм и правил поведения. Правоверный мог иметь несколько жен и должен был содержать их.

В буддизме многоженство не замечали, считали личным делом мужчины. Японская религия синтоизм многоженцев не осуждала, они были уважаемыми людьми.

Полигинии долгое время придерживались иудеи. Многоженство в Библии считалось обычным делом. «Первоотец» Авраам имел жену и наложниц, имя одной было Агарь. Царь Соломон содержал большой гарем. В современном Израиле брак мужчины с несколькими женщинами запрещен, а вот йеменские евреи — многоженцы.

С появлением христианства распространяется моногамный брак. Многоженство в Европе попало под запрет. Муж и жена — это единое угодное Богу тело. Христос учил, что «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут они одна плоть» (Быт. 2:24).

Важно знать! Многоженство в исламе сохранилось до наших дней в некоторых арабских и африканских странах. Например, в Саудовской Аравии и Южно-Африканской республике (ЮАР). В других полигиния запрещена или выступает в завуалированной форме. Примером может служить «временный» брак в Иране.

Видео

Как две семьи разрушат Россию?

Андрей Воронин, генеральный директор юридической кОтвечает Андрей Воронин, генеральный директор юридической компании:

— Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ, «не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке». Многожёнство может подорвать устои Российского государства. Некоторые депутаты уже предлагают легализовать многомужество. Но как потом женщина объяснит ребёнку, что у него несколько пап? Таким путём можно дойти до крайностей: разрешить браки с несовершеннолетними, ввести ограничения на разницу в возрасте жениха и невесты (скажем, больше 10 лет, чтобы жена была молодой и здоровой, или, наоборот, меньше 10 лет, чтобы не женились на молоденьких). Не надо доходить до абсурда. 

Статья по теме Рецепт надёжного брака. Нужно ли вдоволь «гулять» до свадьбы?

В основе предложений о введении многожёнства стоят два аргумента: полигамность мужчин и ущемление прав мусульман. Что касается первого — в законодательстве РФ нет запрета на вступление в половую связь с другими лицами при наличии брака! Это вопросы морали, которые закон не регулирует. Второе — регистрация брака в загсе и бракосочетание по религиозным канонам не являются взаимоисключающими или противоречащими друг другу (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). И ущемления прав мусульман тоже нет. Потому что даже Коран не говорит, что мужчина обязан иметь четырёх жён! 

Всё это на самом деле совсем не весело. Какой пример мы подаём детям, даже обсуждая этот вопрос!.. 

Многоженство вместо разводов

Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.

Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.

Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его роди

Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его родителям

Фото: Tom Kirkwood / Reuters

Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.

Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.

Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода.

Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен — однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.

Зачем унижать женщину?

Андрей Дементьев, поэт

— Я считаю, что в нашей жизни всё определено Небом и Судьбой. И Бог неслучайно дал нам только одно сердце. Я не могу одним сердцем любить трёх женщин одновременно — в нём должна быть только одна любовь. Одна! Сердце невозможно поделить на части. Да, это чувство со временем может уйти, и любой из нас может встретить другую или другого. В жизни всякое бывает. Но — повторю! — в данный конкретный момент любимая должна быть только одна. Она не может поделиться на три-четыре — каждой женщине по чуть-чуть. Когда любовь настоящая, когда ты весь растворяешься в этом чувстве, когда ты ощущаешь, что ты и она — единое целое, когда вы думаете одинаково и смотрите в жизни в одну сторону, у тебя и желания не возникает завести себе параллельно ещё кого-то. Любовь — высшее счастье, что даётся людям, пришедшим на эту землю. Приведу несколько строк из своего стихотворения:

Статья по теме «Если б я был султан…» Плюсы и минусы многоженства

«Для меня все женщины — богини. Но тебя я не сравню с другими,  Потому что пушкинское имя  И твои глаза меня с ума свели. Бог навеки одарил нас счастьем.  Не делили мы его на части.  И теперь уже никто не властен Помешать возвышенной любви».

Женщины защищают многоженство

О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.

Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.

Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье.

Семья масаи в Танзании  Фото: Diomedia

Семья масаи в Танзании

Фото: Diomedia

Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.

Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».

Теги

Adblock
detector