Жизнь и быт средневекового крестьянина

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было. 

 

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом. 

 

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда. 

Видео

Крестьянская торговля

Отсутствие циркуляции товаров тормозило торговлю. Тем не менее неправильно говорить, что ее вовсе не было, и крестьяне в ней не участвовали. Имели место рынки, ярмарки, а также денежное обращение. Однако все это никак не сказывалось на жизни деревни и вотчины. Крестьяне не имели никаких средств к самостоятельному существованию, и хилая торговля не могла помочь им откупиться от феодалов.

На средства, вырученные с торговли, в деревне покупали то, что не могли произвести самостоятельно. Феодалы приобретали соль, оружие, а также редкие предметы роскоши, которые могли привезти купцы из заморских стран. Сельские жители в таких сделках не участвовали. То есть торговля удовлетворяла только интересы и потребности узкой верхушки общества, у которой имелись лишние деньги.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Бытовая культура

Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Значение церкви

Еще одним крупным собственником угодий стала церковь. Монастырские наделы могли охватывать множество квадратных километров. Как жили крестьяне в Средние века на таких землях? Они получали небольшой личный надел, а в обмен на это должны были трудиться определенное число дней на территории владельца. Это было экономическое принуждение. Оно затронуло почти все европейские страны, кроме Скандинавии.

Церковь играла большую роль в закрепощении и обезземеливании жителей деревни. Жизнь крестьян легко регулировалась духовными властями. Простолюдинам внушалась мысль о том, что безропотная работа на церковь или передача ей земли позже отразится на том, что случится с человеком после смерти на небесах.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Теги

Adblock
detector