ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ ᐉ Кто такой Змей Горыныч и Где он обитает

Внешность [ ]

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7, а хвостов — от 1 до 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Но именно это роднит его с другим чудовищем — Чудо-Юдо. Иногда Змея даже так называют. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. То есть его часто представляют многоглавым драконом.

Видео

Где живёт Змей?

Легенды рассказывают, что Змей Горыныч часто проживал в стороне от городов, предпочитая отдаление и безлюдные местности. Встретить его могли у скал или в дремучем лесу. По сути, столкнуться просто так с Горынычем было невозможно – необходимо было целенаправленно искать его убежище.

Кроме того, сам Змей мог прилетать в деревни, воруя себе невест. Нередко он грабил крестьян, похищая лошадей, свиней и коров, которыми питался. Большинство смельчаков, пожелавших пробраться в обитель Горыныча, были съедены.

Книги и прочее [ ]

  • В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В произведении Белянина «Гаврюша и Красивые» Змей Горыныч — помощник Кощея.
  • В сказке Успенского «Вниз по волшебной реке» Горыныч — приятель Кощея. Был превращён в козлика.
  • Змей Горыныч упоминается в книге «Марья Бессмертная«.
  • Появляется в одной из книг про домового Кузьку.
  • На Горыныча похож дракон из пьесы-сказки «Дракон».

Книги и прочее [ ]

  • В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В произведении Белянина «Гаврюша и Красивые» Змей Горыныч — помощник Кощея.
  • В сказке Успенского «Вниз по волшебной реке» Горыныч — приятель Кощея. Был превращён в козлика.
  • Змей Горыныч упоминается в книге «Марья Бессмертная«.
  • Появляется в одной из книг про домового Кузьку.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Теги

Adblock
detector