Значение слова КОММУНИКАЦИЯ. Что такое КОММУНИКАЦИЯ?

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Якупов Павел Вячеславович

Вербальная и невербальная коммуникация

Общение (коммуникация) – это сложный и разноплановый процесс установления и последующего развития контактов между несколькими людьми. Порождается коммуникация потребностью в деятельности и обмене информационными данными.

Всего существует два основных вида коммуникации:

  1. Вербальное. Под вербальной коммуникацией понимается такое общение, при котором люди обмениваются информацией с помощью предложений и слов. Такое общение проходит в письменной или устной форме, а на выходе получаются слова и звуки.
  2. Невербальное. Невербальная коммуникация между людьми – это выражение эмоций и невербальные действия – мимика, жесты, а также интонация, положение тела и иные данные.

Важный момент: виды и понятия средств невербального общения – занимательная тема для исследования, ведь именно невербальное общение позволяет значительно прочувствовать собеседника и получить его расположение.

Видео

Ключевые понятия из сферы коммуникации

К основным определениям, относящимся к сфере коммуникации, можно отнести следующие:

  1. Культура речи – корректное и правильное во всех отношениях использование основных языковых элементов общения. Любой человек, знающий правила русского языка и русской речи, знает, как правильно использовать слова и как вести себя в зависимости от обстановки.
  2. Речевое общение – целенаправленное или же случайное применение конструкций речи для озвучивания собственного мнения, а также для поддерживания темы разговора.
  3. Речевое поведение – применение определенных словесных оборотов в зависимости от определенной ситуации (в школе, в семье, в кругу друзей и т.д.).
  4. Речевое событие, состоящее из двух элементов – это определенная жизненная ситуация или обстановка, в рамках которой происходит диалог, а также сам язык, посредством котором и совершается разговор.
  5. Речевая деятельность – целенаправленное, обособленное воздействие на одного или нескольких граждан посредством языка.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, состоящее из большого количества структур языка, принимающих участие в обмене информационными данными.

Словарь Ожегова

коммуникация

КОММУНИКАЦИЯ, и, ж. 1. Путь сообщения, линия связи (спец.). Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение). | прил. коммуникационный, ая, ое (к 1 знач.) и коммуникативный, ая, ое (ко 2 знач.). Коммуникационные линии. Коммуникативные функции.

Теории массовой коммуникации

Существует 2 подхода в понимании влияния их на человека:

  • Человек-ориентированный подход. Для данного направления характерно, что человек подбивает средства массовой информации под свои собственные нужды и потребности. То есть умело пользуется информационными объемами, без труда фильтруя нужные и ненужные данные.
  • Медиа-ориентированный подход (теория Г.Маклюэна). Для этого подхода характерно, что человек сам подчиняется средствам массовой коммуникации. Они действуют на его сознание, меняют взгляды. Причем сила воздействия зависит от жизненного опыта аудитории, ее установок, скорости восприятия.

Коммуникативные барьеры

  • Фонетический барьер. Он обусловлен особенностями речи. Бывает полным или неполным. Неполное непонимание возникает тогда, когда человек невнятно произносит слова, шепелявит, говорит очень быстро. Полное непонимание может быть, например, при доведении информации на иностранном языке. Фонетический барьер также возникает при резком повышении тона, так как при этом блокируется понимание сказанного, а  внимание переносится на отношение говорящего. Фонетический барьер можно преодолеть грамотной расстановкой пауз, умеренно спокойной речью.
  • Семантический барьер. Возникает тогда, когда собеседник не понимает смысла сказанного. Это связано, например, с применением представителями различных субкультур жаргонных слов. Для преодоления  данного барьера необходимо отказаться от применения речевых форм, применяемых сугубо в вашей субкультуре.
  • Стилистический барьер. Это несоответствие стиля передачи данных их содержанию. Например, представление рецепта блюда в художественном стиле.
  • Логический барьер возникает у людей с неодинаковым типом мышления. К примеру, один собеседник обладает абстрактно-логическим, другой наглядно-образным. Можно абсолютно разными способами объяснить дорогу. У человека с абстрактно-логическим мышлением это будет выглядеть таким образом: «пройдете прямо 200 метров до знака пешеходного перехода, после него поверните налево и пройдите вперед до упора, пока не встретите желтую вывеску». Для человека с наглядно-образным мышлением будет характерно такое объяснение: «Идите туда (показывает рукой вперед), пока не увидите толпу людей, ее направление укажет вам дальнейший путь». Необходимо научиться подстраиваться под тип мышления получателя информации.

Словарь лингвистических терминов

коммуникация

(лат. communicatio — сообщение, связь). 1) Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. 2) По терминологии А. А. Шахматова, сочетание двух представлений, приведенных в предикативную связь. Такое сочетание является психологической основой предложений любого типа, поэтому не только в двусоставных предложениях, но и в односоставных имеются психологический субъект и психологический предикат.

Модели коммуникации

мож­но раз­делить на транс­ля­ци­он­ные (ли­ней­ные) и ин­те­рак­цио­наль­ные (диа­ло­ги­че­ские). При транс­ля­ци­он­ном под­хо­де под К. по­ни­ма­ет­ся од­но­на­прав­лен­ный про­цесс ко­ди­ро­ва­ния и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции от ис­точ­ни­ка и приё­ма ин­фор­ма­ции по­лу­ча­те­лем со­об­ще­ния. При ин­те­рак­цио­наль­ном под­хо­де К. по­ни­ма­ет­ся как со­вме­ст­ная дея­тель­ность уча­ст­ни­ков К., в хо­де ко­то­рой вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся об­щий взгляд на ве­щи и дей­ст­вия с ни­ми. С точ­ки зре­ния транс­ля­ци­он­ной па­ра­диг­мы ин­фор­ма­ция пе­ре­да­ёт­ся от от­пра­ви­те­ля по­лу­ча­те­лю, то­гда как ин­те­рак­цио­наль­ный под­ход пред­по­ла­га­ет, что ин­фор­ма­ция про­из­во­дит­ся (вос­про­из­во­дит­ся) са­мим по­лу­ча­те­лем под воз­дей­ст­ви­ем от­пра­ви­те­ля. Для пер­во­го под­хо­да внеш­няя сре­да соз­да­ёт шум, пред­став­ля­ет со­бой по­ме­ху, для вто­ро­го – внеш­няя сре­да яв­ля­ет­ся кон­тек­стом К. Вто­рая па­ра­диг­ма в боль­шей сте­пе­ни от­ра­жа­ет ре­аль­ность че­ло­ве­че­ской К., в ко­то­рой по­ни­ма­ние вер­баль­но­го со­об­ще­ния ча­ще все­го не­пол­но или не­воз­мож­но без по­ни­ма­ния кон­тек­ста.

Мо­де­ли К. вос­про­из­во­дят со­став­ные эле­мен­ты и функ­цио­наль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са К. в ви­де схе­мы; так, од­на из пер­вых мо­де­лей К., пред­ло­жен­ная К. Шен­но­ном в кон. 1940-х гг., а за­тем пе­ре­ра­бо­тан­ная У. Уи­ве­ром, со­дер­жит 6 ком­по­нен­тов: ис­точ­ник, ко­ди­рую­щее уст­рой­ст­во, со­об­ще­ние, ка­нал, де­ко­ди­рую­щее уст­рой­ст­во и при­ём­ник. Амер. ис­сле­до­ва­тель Г. Д. Лас­су­элл сфор­му­ли­ро­вал свою мо­дель при­ме­ни­тель­но к сфе­рам по­ли­ти­ки и про­па­ган­ды: «Кто го­во­рит, что, ко­му, по ка­ко­му ка­на­лу, с ка­ким эф­фек­том». Од­ной из наи­бо­лее про­стых ста­ла мо­дель К. Бю­ле­ра, в ко­то­рой три функ­ции К. свя­за­ны с дву­мя ком­му­ни­кан­та­ми и со­об­ще­ни­ем: экс­прес­сив­ная функ­ция со­от­но­сит­ся с от­пра­ви­те­лем; апел­ля­тив­ная – об­ра­ще­ние к по­лу­ча­те­лю; ре­пре­зен­та­тив­ная – со­об­ще­ние ин­фор­ма­ции. В лин­гвис­ти­ке под влия­ни­ем идей Шен­но­на бы­ла соз­да­на мо­дель Р. О. Якоб­со­на. Бла­го­да­ря ра­бо­там Н. Ви­не­ра в тео­рию К. во­шло по­ня­тие об­рат­ной свя­зи. Диа­ло­гич. под­ход к ис­тол­ко­ва­нию про­цес­са К. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в по­след­ней четв. 20 в. Чи­лий­ский био­лог У. Ма­ту­ра­на в сво­ей кон­цеп­ции ав­то­по­эти­че­ских (са­мо­ор­га­ни­зую­щих­ся) сис­тем (в т. ч. язы­ка и др. сис­тем К.) срав­ни­вал язы­ко­вую дея­тель­ность (англ. languaging) с тан­цем, смысл ко­то­ро­го не в кон­ку­рен­ции или пря­мом управ­ле­нии друг дру­гом, а в со­труд­ни­че­ст­ве и вза­им­ном со­гла­со­ва­нии со­вме­ст­ных дви­же­ний.

Изу­че­ние К. спо­соб­ст­ву­ет раз­ра­бот­ке ком­му­ни­ка­тив­ных тех­но­ло­гий, на­прав­лен­ных на оп­ти­ми­за­цию взаи­мо­дей­ст­вий и взаи­мо­по­ни­ма­ния в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве.

Происхождение слова коммуникация

Коммуникация – взаимодействие между людьми посредством вербального или невербального общения, обмен информацией. Под коммуникацией понимают еще и конструктивное общение, которое приводит людей к выводам, меняющим их жизнь в лучшую сторону.

Очень многие вопросы, которые возникают перед каждым человеком могут разрешится благодаря взгляду со стороны, который может непредвзято оценить ситуацию и

Слово коммуникация стало русским аналогом «communico», что означает «общий» или «совместный».

Виды коммуникации

Первое, что здесь важно отметить: общение и коммуникация – не одно и то же. По крайней мере, эти понятия не могут быть тождественными и не должны использоваться как синонимы.

Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.

Участниками общения могут стать абсолютно любые собеседники, а участниками коммуникации – лишь те, кто ставит перед собой задачу оказать влияние на партнера, те, кто осознает, что перед его собеседником стоит точно такая же задача.

В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.

Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:

  1. познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
  2. убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
  3. экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.

Таким образом, каждый из участников коммуникации – это своего рода манипулятор, обладающий способностью оказывать влияние на партнеров с определенной целью либо же имеющий перед собой такую задачу.

Чем отличаются друг от друга коммуникация и общение

Коммуникация и общение, относящиеся к социальным процессам обмена информации, все же между ними есть некоторые отличия:

  1. 1.       В процессе общения, в отличие от коммуникации, важным моментом является не только получение данных и проведение их анализа, но также и такие моменты, как общий эмоциональный фон и содержание передаваемой информации.
  2. 2.       Главная, основная функция общения – это установление максимального контакта между собеседниками, а главная функция коммуникации – это установление и подбор средств связи, то есть выбор (в зависимости от ситуации) невербальных и вербальных средств выражения собственных мнений каждого из собеседника.
  3. 3.        Общение – общее определение, в которое также входит в «коммуникация».

Коммуникация – это многоплановое определение, которое требует более тщательного изучения и рассмотрения для донесения необходимой информации. Человек, зная все особенности и тонкости коммуникационных процессов, сможет получать о собеседников всю ту информацию, которая ему необходима

Используя речевые обороты и невербальные методы об.

Используя речевые обороты и невербальные методы общения, можно уметь создавать отличную среду для дальнейших коммуникативных процессов. Однако важно знать правила коммуникации и соблюдать цензуру в зависимости от обстановки. Знание и соблюдение простых правил будет отличным залогом хорошего общения. 

Теги

Adblock
detector