Содержание материала
- Либеральный феминизм
- Видео
- Виды феминизма
- Радикальный
- Либеральный
- Школа феминизма
- Постмодернистский феминизм
- Социалистический феминизм
- Основные идеи феминизма
- Вторая волна
- Интерсекциональный феминизм
- Этапы развития феминизма
- Первая волна движения феминисток
- Вторая волна
- Третья волна
- Краткая история феминизма от истока до наших дней
- Феминизм в России
- Современный феминизм
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.
Точкой отсчета принято считать конференцию в
В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.
Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне. В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.
Виды феминизма
Радикальный
Патриархальные взгляды:- четкое разграничение ролей женщин и мужчин в обществе;жена должна проживать в доме мужа;допущение многоженства;имуществом и финансами должны распоряжаться только мужчины;родство, а также наследование идет по отцовской линии.
Либеральный
Для справки!Многие женщины не видят ничего плохого в том, что муж лучше реализован в социуме, а сами предпочитают больше времени уделять семье.
Видео
Школа феминизма
Представляет собой открытый проект для всех желающих, где каждый может получить феминистское, гендерное, антиксенофобное и другое самообразование и повысить свои дискуссионные навыки. На данный момент такие школы находятся повсеместно за границей.
В России есть одна крупная школа. Она находится в Москве. В этой организации проводят ежедневные занятия по гендерному равенству. Также здесь учатся отстаивать правильно свою точку зрения, бороться за свои права.
Постмодернистский феминизм
Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.
Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.
Социалистический феминизм
Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман, начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.
Основные идеи феминизма
Обывателю трудно разобраться, за что конкретно борются феминистки. Иногда они выходят с плакатами на улицу, устраивают митинги, флешмобы или пикеты. В большинстве случаев эти акции приурочены к каким-нибудь событиям, которые произошли совсем недавно.
Марш Женского освободительного движения в Лондоне в 1970 году. Феминистки того времени были первым поколением, поставившим под сомнение ответственность женщины за приготовление пищи, кормление и управление домом.
Цели феминизма – привлечь внимание к несправедливому отношению к женщинам. Это сексуальные домогательства, сексуальный шантаж, несправедливо заниженная оплата труда и многое другое.
Суть феминизма показать и устранить ту несправедливость, которую испытывают женщины каждый день.
Женщины должны иметь те же права, что и мужчины, и любая дискриминация из-за гендерных различий должна быть уничтожена. Борьба за права женщин длится не одно десятилетие и феминистки уже многого добились. Нельзя отрицать тот вклад, который они сделали за эти годы. Неизвестно, как развивался бы социум, если женщины не выступали за свои права.
Вторая волна
Вторая волна Ф. – зап. интеллектуальное и обществ.-политич. женское движение кон. 1960-х – 1980-х гг., гл. направлением которого стала борьба с дискриминацией по признаку пола и утверждение женской автономии, в т. ч. в области частной жизни (лозунг «Личное есть политическое», выдвинутый авторами сб. «Хроника второго года: освобождение женщин», 1970). Сильное влияние на идеологию Ф. этой волны оказала работа С. де Бовуар «Второй пол» (1949) с её тезисом «женщиной не рождаются, ею становятся», поставившим под сомнение биологич. предопределённость женской судьбы: телесность, сексуальность, репродуктивные способности, экономич. положение рассматривались причинами представления женщины как объекта, скованного границами своей природы (тела) и ситуации. Важной темой этого периода стало разоблачение мифа о «счастливой домохозяйке» как естеств. предназначении женщины, продвигавшегося в средствах массовой информации. В программной книге Б. Фридан (США) «Загадка женственности» (рус. пер. 1994) описывалось, как замкнутые в своём «уютном концлагере» женщины среднего класса страдали от невозможности нормальной самореализации, ставшей источником многочисл. неврозов. В Ф. второй волны выделяют либеральное, социалистич. (марксистское), радикальное и психоаналитич. направления, которые по-разному объясняли происхождение гендерного неравенства, но разделяли общее представление о том, что совр. общество является обществом патриархата. В отличие от Ф. первой волны, делавшего акцент на сходстве мужчин и женщин и на этом основании требовавшего для них равных прав, Ф. второй волны развивался как Ф. различий, настаивая на признании особой роли женщин в обществе. Активное продвижение идеологии Ф. в 1970–80-е гг. привело в ряде стран к принятию антидискриминационных поправок в законодательство, появлению гендерных исследований как академич. дисциплины (см. Гендерная антропология, Гендерная социология, Гендерная психология), разработке программ, направленных на поддержку женщин, во многих междунар. организациях, включая ООН. Однако политич. программа второй волны подверглась критике со стороны феминисток, не принадлежавших к белой расе и среднему классу и утверждавших, что их проблемы фактически не были восприняты и осмыслены в феминистском движении.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.
Этапы развития феминизма
Деление феминизма на волны – это метафора, позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.
Первая волна движения феминисток
За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток. Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.
Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.
Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.
В тот же период появилось мнение, что феминистками становятся некрасивые женщины, которым не удалось найти достойного мужа. Жюль Ренар, французский драматург конца XIX века, писал, что феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.
Вторая волна
В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется. Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар.
Острой критике поддается стереотип, что отказ от карьеры и забота о доме – единственный удел женщины.
Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.
Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.
Третья волна
Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и гетеросексуальные, могут угнетать других представительниц своего пола.
Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.
Краткая история феминизма от истока до наших дней
Феминизм официально был создан в XIX в., однако предпосылки для его создания формировались веками. Так, первые зачатки появились после распада феодализма, когда женщины стали сами нанимать рабочих, писать книги и быть мастерами своего дела.
Также есть мнение, что течение сформировалось в начале XVIII столетия, когда женщины начали выпускать литературу в поддержку униженных и оскорбленных про женщин, которые не имели прав и свобод в Англии и ряде других европейских стран. Также тогда, когда женская половина выступала с критикой в адрес общества и его патриархального трактования теории жизни.
На протяжении XVIII столетия с появлением прогрессивной литературы и свободы в прессе женщины стали активно вести бизнес-дела, вмешиваться в политику и повсеместно учиться, что ранее было невозможно. Однако не многим дамам удавалось получить все, что они хотели, и быть равными в правах с мужчинами. Поэтому в XIX столетии была организована первая феминистическая волна в США.
В 1848 г. после массовых протестов против дискриминации по половому признаку женщины официально смогли обучаться и получать высшее образование. В этом подчеркиваются наглядно плюсы их движения. В тех же годах женщины боролись за право иметь голос в законодательном совете Англии. В 1867 г. была создана соответствующая первая партия для женщин, которые хотели быть частью политики.
В течение оставшихся лет до XX в. женщины боролись против дискриминации и к 60-м годам назрела вторая волна протеста. После 90-х гг. появилась третья волна и соответствующие знаменитые направления протеста. До сих пор они сохраняют свою силу.
Феминизм в России
В России феминизм появился в 1850-х годах на фоне политического кризиса и демократизации общества. Наша страна пошла по собственному пути и заговорила, в первую очередь, о праве на образование и квалифицированный труд для женщин. Феминизм поддерживал публицист Дмитрий Писарев, утверждая, что «мужчина гнетёт женщину и клевещет на неё… постоянно обвиняет её в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелей, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям…».
В 1880-90-х годах речь зашла об избирательном праве для женщин. Россия стала одной из первых стран, наделивших женщин избирательными правами.
Стоит отметить также, что, несмотря на отсутствие специального термина, борьбой за права женщин занимался еще царь Петр I. Он взял на себя смелость отменить рядные записи (юридический документ о приданом), а также назначил смертную казнь за убийство супруги, запретил продажу и ссылку жен. Под запретом оказался и насильственный брак. А, вот, лицам разных вероисповеданий наоборот разрешили жениться. Петр I также позаботился о правах незаконнорожденных детей и построил для них приюты.Современный феминизм
Что делают феминистки в современном мире, если они уже всего добились? Оказывается, не всего. Существует множество проблем, с которыми сталкиваются женщины. В частности, это абьюз, домашнее насилие. Тиран может отделаться лишь штрафом, а насильник заявить, что жертва «сама виновата». Не имея поддержки, женщины часто утаивают своё бедственное положение, скрывая факты насилия. По идее, закон призван защищать всех своих граждан, невзирая на их половую принадлежность, но по сути женщины часто оказываются беззащитными перед угрозой.
Если говорить о том, за что борются феминистки сейчас, то на повестке дня это мужской . По мнению феминисток, мужчины считают женщин неполноценными, умственно отсталыми, слабыми, и это даёт им право управлять ими. Разумеется, не все мужчины уничижительно отзываются о женщинах. Однако те мужчины, которые платят за даму в кафе, уступают место в транспорте, тоже считаются сексистами, только «доброжелательными». Проявляя свою заботу о женщинах, они демонстрируют своё доминантное положение, что оскорбительно для феминисток.