Содержание материала
Признаки падежей
Ключевым признаком понятий считается окончание слова. К примеру, слова в родительном падеже могут заканчиваться на такие буквы:
- и, ы – это происходит в первом склонении;
- а, я – это характерно для второго склонения;
- и – наблюдается в третьем склонении.
Для слов в винительной форме характерны такие окончания:
- у, ю – наблюдается в первом склонении;
- а, я, е, о – характерно для второго склонения.
При этом нужно отметить, что в третьем склонении окончаний нет. Чаще всего сложности появляются при определении принадлежности одушевленного существительного. В такой ситуации сделать верный выбор поможет вопросительная конструкция и используемые предлоги:
- Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «чья?», «чей?». При этом используются такие предлоги, как: «для», «до», «около», «с», «у», «от».
- Винительный – в этом случае используются варианты «кого?», «что?». В данной ситуации применяются такие предлоги, как: «за», «в», «во», «про», «через», «на».
Важно учитывать, что в русском языке встречаются существительные, форма которых определяется с трудом. Это связано с тем, что они не склоняются. В качестве примера стоит привести такие слова, как «кофе» или «кино». В такой ситуации поможет правильно поставленный вопрос.
Видео
Способ распознавания
Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:
- Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
- Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
- Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.
Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу. Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода. Примеры:
- вижу ученицу — сумка ученицы;
- вижу дядю — сумка дяди;
- вижу папу — сумка папы.
Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц». В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы». Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.
Субъектная и объектная связь
Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:
- ученики пишут контрольную;
- старику жаль прошедшие годы;
- мальчику жаль собаку.
Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:
- мальчика знобит;
- награда воодушевила победителя;
- человека осенило.
В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:
- времени: «Встретиться в четверг».
- стоимости: «Уплатить 100 рублей».
- пространства: «Пробежать километр».
- объекта: «Бросить сумку».
- результата: «Построить дом».
Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробоватьподставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
- Определить одушевленность/неодушевленность.
- Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
- Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
- Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».