Содержание материала
Происхождение и применение папируса
Самые старые сохранившиеся папирусы датируются 3-м тысячелетием до нашей эры и датируются постройкой Великих пирамид в Гизе. Но, учитывая их хрупкость, особенно к влажности и свету, вполне вероятно, что есть и более древние, которые не сохранились. В то время как каменные или глиняные таблички использовались для королевских или религиозных надписей, папирус больше использовался для фиксации административных текстов, научных и литературных произведений или даже корреспонденции. Помимо египтян, папирус широко использовался на Ближнем Востоке до 3 века до нашей эры.
Стоимость папируса
Папирусные мастерские
О функционировании мастерских по производству папирусной «бумаги» неизвестно вообще ничего. Здесь возможны только логические выкладки: папирус — водное растение и быстро высыхает. Эксперименты Британского музея показали, что стебли усыхали и темнели в течение 48 часов; предположительно, в Египте этот срок был ещё короче. Из этого следует, что папирусные мастерские не могли располагаться далеко от источников сырья: это обеспечивало бесперебойную работу, а также минимизировало расходы на транспортировку. Единогласные заявления античных географов, что папирус производился только в Александрии, должны означать, что этот город был экспортным центром. Даже названия сортов папируса у Плиния демонстрируют, что за пределами Александрии папирус изготовлялся как минимум в (в 60 милях на юго-восток от столицы) и Тенеосе; местоположение последнего до конца не установлено. В письме от 256 года до н. э. упоминается мастерская в в 20 милях к востоку от (который, в свою очередь, расположен в 100 милях от Александрии). За пределами дельты Нила число свидетельств сокращается ещё более. Есть версия, что писец из Керкеосириса 112 года до н. э. в короткий срок оплатил через посредника партии в 10, 22 и 38 папирусных свитков и получил их непосредственно у производителя, который располагался на территории Арсиноитского нома, но не в той же самой деревне. Никаких сведений об организации производства свитков, размере предприятий, статусе рабочих и отношениях в системе государственной монополии не существует. По косвенным данным, в Птолемеевском государстве чиновники обязывались пользоваться для официальных документов папирусом с царскими штампами от официальных поставщиков, но этот порядок постоянно нарушался. Государство не было в состоянии монополизировать папирусный рынок.
Цены на папирус
Двуязычный текст речи «К Катилине» Цицерона — латинский оригинал и греческий перевод. Папирусный свиток V века. P. Ryl. I 61 «recto»
Множество (включая и ) утверждали, что папирус в классической древности являлся дорогим материалом и что цены на него были стабильно высоки. Нафтали Льюис, проанализировав имеющиеся первоисточники, заключил, что в средних социальных слоях (начиная от богатых крестьян) папирусная «бумага» и книги хотя и относились к предметам роскоши, но были вполне посильны как «непредвиденные расходы». Специальное исследование стоимости папируса опубликовал в 1995 году библиотекарь . При этом он отметил, что такая постановка вопроса является современной, ибо ни в одном древнем источнике авторы не пытаются указать сравнительную стоимость и оценить папирус как «дешёвый» или «дорогой». Основная аргументация Шубарта (и цитировавшего его В. Боруховича) примерно такова: в афинской надписи конца V века до н. э. перечисляются расходы по строительству одного из сооружений . В графе «расходы» указано: «Были куплены две харты, на которых были записаны копии, за две и четыре ». Эта сумма оценивается как «значительная»: афинское государство платило членам суда присяжных (эти деньги часто были единственным источником существования их семей) два, позднее три обола — причём в драхме было шесть оболов. В IV веке до н. э. один лист папируса стоил два , то есть четверть обола (известно из речи «Против Дионисодора»). Следовательно, за обол можно было купить четыре таких листа, а за драхму — 24, то есть целый свиток. Некорректность этих выкладок была представлена Н. Льюисом: в одной из надписей 407 года до н. э. зафиксирована продажа двух «харт» за 1 драхму и 4 обола для фиксации расчётных записей, которые по определению помещались на свитке, а не листе папируса. Существуют немногие свидетельства о ценах в эллинистическую эпоху: из надписи на III века до н. э. следует, что «харта» стоила от 1 драхмы 3 оболов до 2 драхм 1 обола. Они подтверждают двойственность термина «харта», который в словаре и «» синонимичен «». Египетские находки свидетельствуют, что папирус использовался для утилитарных документов, таких как таможенные и налоговые квитанции. Единственным во всей античной литературе свидетельством того, что папирусный свиток «дешёвый» (относительно чего-то ещё) является эпиграмма (I, 66).
Папирус из архива Зенона — администратора в Фаюме. Примерно III век до н. э. Национальный археологический музей (Афины)
Одним из доказательств дороговизны писчего материала в позднейшие эпохи (конкретно ) является широкое распространение . Возможность смывания текста с папируса была зафиксирована многими авторами, начиная с («», 1329) и заканчивая (XV, 5, 12). В был найдет счёт за губку ценой в один обол, несомненно предназначенную для смывания текста (вероятно, в целях исправления ошибок писца). Свидетельств массового повторного использования папирусов не существует. По-видимому, это объяснялось сложностью обработки целого свитка длиной в 10 метров или более; напротив, найдено большее число — ранее исписанных папирусов, у которых использовалась незаполненная сторона. 91 % оксиринхских папирусов были использованы повторно, и значительная их часть была обнаружена в мусорных кучах. Это, как и в случае с , иллюстрирует принцип: «материал, который ничего не стоит, всегда будет дешевле, чем который что-то стоит».
Вычисление реальной стоимости папируса встречает почти непреодолимые затруднения. В сохранившихся античных приходно-расходных книгах иногда указана стоимость папируса, но ни разу не сообщается о размерах или сортах (в том числе перечисленных Плинием). Цены демонстрируют огромный диапазон и были подвержены серьёзным колебаниям. Надёжный материал дают деловая переписка из Тебтуниса 45—49 годов нашей эры и семейный архив египетских магнатов Аппианов III века. Переписка свидетельствует, что стоимость стандартного свитка составляла 8 драхм (с мелкими колебаниями: один раз упоминается 1 драхма 1 обол, дважды — 23 обола и дважды 20 оболов), то есть не изменилась за два века, в течение которых общий рост цен составил примерно 100 %. О порядке цен свидетельствует то, что в I веке н. э. дневной заработок квалифицированного рабочего составлял 1 драхму, а по архиву Аппианов — две драхмы. В Тебтунисе цена артабы пшеницы в среднем составляла 8 драхм, а в поместьях Аппианов — 16 драхм 4 обола. Сопоставляя данные и констатируя удвоение значений, Т. Скит сделал вывод, что в Тебтунисе использовались свитки удвоенного размера[97].
Нафтали Льюис составил следующую таблицу, в которой суммировал данные по ценам на папирус из сохранившихся источников[98]:
Видео
Как изготавливали папирус?
Технология изготовления папируса дошла до наших дней благодаря историку Плинию Старшему, описавшему процесс изготовления в своем труде «Естественная история». По его словам, материал делали на специальных столах, которые постоянно смачивали водой из Нила. Илистая мутная вода значительно усиливала клеящиеся свойства папируса и удлиняла срок его «жизни». Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.
Папирусная символика
Ныне папирусы являются ходовой сувенирной продукцией, популярной у многочисленных туристов, посещающих Страну фараонов. На них нанесены всякие рисунки в виде иероглифов, египетских божеств, фараонов и т.д. Каждое из изображений имеет свое значение.
Поэтому прежде чем выбрать папирус для себя или в качестве подарка, непременно узнайте, что означает то, что изображено на нем.
Так, утверждается, что египетский крест Анкх «отвечает» за материальный достаток и долголетие, а Уаджет (глаз Гора, бога неба и солнца) способен защитить от сглаза. Кстати, этот символ представлен на множестве фотоснимков в исторических изданиях по Древнему Египту и туристических путеводителях.
В этой древней стране священным насекомым является жук скарабей. В мифологии египтян он представлен как земное воплощение бога Солнца Ра, и до сего дня скарабей является символом большой удачи. Но его изображение на папирусе непременно должно быть четким, с хорошо прорисованными крылышками, лапками, усиками. Этому придается большое значение, т.к. схематичный рисунок жука применялся в ходе погребального обряда.
Кроме описанных, есть еще и другие «привлекатели» благополучия-счастья-удачи. Но стоит иметь в виду, что божества, нарисованные сидящими или же стоящими на возвышении, символизируют горе и беды.
Папирус в других ипостасях
Еще Геродот в своих «Историях» свидетельствовал, что священнослужители носили папирусное белье и сандалии. Такая обувь использовалась в древнеримские времена с церемониальной целью. О других прикладных функциях папируса мы уже упоминали.
Первые плавательные средства древние египтяне тоже делали из папирусных стеблей. Растения связывали в пучки и «конструировали» из них своеобразные плоты, которые являлись доступным рядовому аборигену и не затратным вариантом для плавания по протокам дельты Нила. Производство деревянных лодок было довольно дорогим, к тому же продукция не отличалась качеством.
Энциклопедический словарь
папирус(лат. papyrus, от греч. papyros), многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.
Другое использование папируса
Сандалии из папируса ок. 1569 — 1081 гг. до н.э. С.
Подставка для письма была не единственным продуктом, сделанным в Древнем Египте из этого растения, очень распространенного в древние времена, из него также можно было делать плетеные изделия , сандалии, бриджи, веревки и даже лодки. Его корень, а иногда и внутренняя часть стебля были съедены. Говорили также, что он обладает целебными свойствами. Сегодня почти исчезнувшее в Египте растение используют для изготовления туристических объектов.
Интересные факты
Читатель уже знает, где появился папирус. Но не знает насколько сложно было ей пользоваться:
- Толщина конечного изделия была меньше сотой доли сантиметра. Писать сложно, а сам папирус мог в любой момент рассыпаться от неосторожного движения.
- Египтяне придумали способ бороться с описанным недостатком — свиток, специальная длинная лента из одинаковых листов, которая скручивалась в рулон. Сегодня большинство людей и не представляет, как выглядит папирус, когда его не скручивают в свиток.
- Писали палочкой из тростника. Инструмент похож на тот, что использовался для клинописи, но наносить иероглифы таким образом оказалось гораздо проще.
- Секрет производства папируса держался в секрете на протяжении нескольких тысячелетий. Материал использовался для хранения самых важных секретов: отчетов о путешествиях, познании в математике и астрономии, медицине, стихов поэтов. Лишь в первом тысячелетии нашей эры папирус распространился по миру.
Длина свитка была теоретически ограничена, но на практике человечество так и не столкнулось с проблемой невозможности записать нужные сведения на свиток. Например, в 1855 году в Фивах был найден свиток длиной целых 4 метра! Ныне он хранится в Британском музее города Лондон.
Но четыре метра — далеко не предел и даже не приближается к нему. Согласно ряду данных, знаменитая «Илиада» Гомера была записана на свиток, чья длина составляла более 150 метров. Неизвестно, предел ли это, но папирус уступил место более современным способам хранения информации вовсе не по причине невозможности записать все необходимые сведения.
Словарь Ефремовой
папирусм. Многолетнее тропическое травянистое растение семейства осоковых. Свиток из склеенных полосок стебля такого растения как материал для письма у египтян и других древних народов. Древняя рукопись на таком свитке.