Содержание материала
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии
в системе образования
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2]
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
- применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [3]
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
- комплексные средства (дистанционные).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные;
- внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
- технология асинхронного режима связи – «offline»;
- технология синхронного режима связи – «online».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
- раскрытия творческого потенциала обучающихся;
- освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
- при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
- при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала. Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию. Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
- аудирование;
- говорение;
- чтение;
- письмо.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
- речевых поступков;
- речевой ситуации.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
- ученик спрашивает;
- подтверждает мысль;
- побуждает к действию;
- высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
- новая речевая задача;
- новый собеседник;
- новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
- осознание необходимости общения;
- потребность использования речи;
- формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
- учебная;
- игровая;
- трудовая.
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
- устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
- мотивируется общение;
- презентуется (преподносится) речевой материал;
- приобретаются речевые навыки;
- развивается активность детей и самостоятельность общения.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
- отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
- возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
- приносить детям радость;
- сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями. [Ι]
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
[III]
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
Результат.
Создание презентаций к уроку, что обеспечивает:
Наглядность и активизация зрительного восприятия
Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске
Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке
Удобство внесения изменений в ход урока
Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,
Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,
Удобно вносить изменения в задания
Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.
Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
Оформлению рефератов, проектов,
Созданию презентаций для выступления по защите своей работы
Созданию программ тестов по различным дисциплинам
Использование Интернет ресурсов
Для учителя:
Размещение материалов о ходе учебной деятельности
Для поиска нужной информации
Знакомство с работой учителей других школ
Получение информации по законодательным вопросам
Для учащихся:
Возможность организации самообразования
Список литературы:
1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. — №2.
2. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
Интернет ресурсы:
I.
II.
III . http:///teaching/materials/gosexam/b25.htm
Видео
Электронные образовательные издания
Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в индивидуальном обучении и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.
Средства ИКТ
Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:
- ЭВМ;
- Персональные компьютеры;
- Интернет сети;
- Различные носители информации;
- Локальные сети;
- Искусственный интеллект;
- Машинная графика;
- Различные средства связи.
Виды информационно-коммуникационных технологии
Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:
- Технологии организационного управления (реализации социально-экономической политики, системы организации ресурсов предприятия и т. д.).
- Технологии управления технологическими процессами (управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями).
- Технологии автоматизированного проектирования (моделирование, программирование).
- Образовательные технологии (оптимизация образовательного процесса).
В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:
- Программные продукты, которые обеспечивают качество разработки и эргономики (к примеру, офисные программы, позволяющие подготовиться к урокам, лекциям, семинарам).
- Специальные технологии, через которые осуществляются поиск и передача материала.
- Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие коммуникацию между участниками образовательного процесса.
Информационно-коммуникационная технология и ее возможности
Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.
Преимущества ИКТ
Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.
Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:
- Быстрая обратная связь между пользователями ИКТ.
- Архивное хранение больших объемов информации.
- Возможность мгновенной передачи информации.
- Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности.
- Автоматизация обработки большого количества информации.
- Организация новых форм взаимодействия.
- Возможность прогнозирования ожидаемых результатов на основе автоматического анализа данных.
- Облегченный доступ к информации.
- Обеспечение цифровой грамотности пользователей.
- Стимулирующее влияние на развитие науки.
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, на минутку, что вдруг эти самые . Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Классификация ИКТ
Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:
По решаемым образовательным задачам:
- Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
- Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
- Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
- Комплексные средства, такие как дистанционное образование
Относительно функций педагогического процесса:
- Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
- Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
- Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.
По типу информации:
- Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
- Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
- Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
- Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
- Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..
По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:
- Урочные;
- Внеурочные.
От формата взаимодействия с учеником:
- Offline связь;
- Online связь.
ИКТ в современном образовании
В последние годы информационно-коммуникационные технологии сыграли ключевую роль в разработке новой политики и проектов в области образования. Технологии повлияли на то, как люди получают доступ к знаниям.
ИКТ предоставили возможность облегчить доступ к образованию, будь то очная или заочная форма. Для образования были разработаны интернет-сервисы и платформы, которые позволили переосмыслить модели преподавания и обучения.
- Среди примеров платформ с открытым исходным кодом в основном можно назвать Moodle, Chamilo, Claroline, ATutor и Sakai.
- Среди коммерческих можно отметить: Blackboard, Educativa, Saba, Almagesto и Neo LMS.
На этих платформах используются такие ресурсы, как интерактивные доски, виртуальные классы в реальном времени, дискуссионные комнаты, форумы, анкеты, конспекты, аудиовизуальные ресурсы, совместные онлайн документы, обучающие игры и т.д.
Социальные сети, блоги и облачные сервисы являются образовательными инструментами для развития знаний о принципах сотрудничества.