Значение слова ВРЕМЯ. Что такое ВРЕМЯ?

Измерение времени: солнечные часы

Одним из первых устройств для измерения времени стали солнечные часы, которые указывали время, опираясь на положение нашего светила на небосклоне. Когда человечество начало использовать часы и другие цифровые устройства, способные измерять время вне зависимости от положения Солнца на небе, время, если так можно выразиться, «начало жить самостоятельной жизнью».

Однако, когда мы измеряем скорость автомобиля, мы, по сути, просто сравниваем его движение с движением стрелок на часах и, соответственно, движением Солнца по небосводу. Получается, что мы измеряем скорость путем сопоставления движения машины с чем-то абстрактным — временем. Другими словами, мы сравниваем известное нам движение (движение Солнца), с неизвестным — движением автомобиля. Так время помогает нам описывать различные виды движения: скорость света, частоту сердцебиения, скорость вращения Земли вокруг своей оси и т.д. Но все эти движения можно сравнить между собой напрямую, не прибегая к помощи «времени». Поэтому время все-таки не может существовать автономно. Его главная задача — являться той универсальной единицей, которая максимально облегчает описание полного всевозможных движений мира.

Роль времени как величины

В современном понимании, время является маркером для определения событий. Понятием, которым мы характеризуем наше прошлое, настоящее и будущее, а также измеряем такие повторяющиеся процессы, как дни, ночи, перемещение звезд по небосводу и т. д. Продолжительность любого физического процесса, который происходит в некоторой точке, определяется при помощи часов, расположенных в той же точке.

Календарное время — физическое время, измеряемое в зависимости от системы единиц отчета, принятой в определенной культуре.

Современные системы счета основаны на процессе вращения Земли вокруг своей оси, ее обращения вокруг Солнца и обращения Луны вокруг Земли. Так как эти процессы происходят в разных частях планеты и в разное время, для точек, расположенных на одном меридиане, время не отличается. Оно называется местным и подразумевает существование своего собственного времени на каждом отдельном меридиане.

Чтобы избежать путаницы, Землю поделили на 24 географических часовых пояса, в рамках которых установлено свое единое поясное время. При переходе из одного географического полюса в другой, единицы времени (секунда, минута) сохраняются, но меняется значение часов.

Также по земному шару проходит условная линия перемены дат, по разные стороны которой календарные даты отличаются на сутки, при этом часы и минуты остаются идентичными. К примеру, если двигаться через линию перемены дат с востока на запад, то дата переводится на один день вперед, а если наоборот, то на сутки назад.

Видео

Первые часы

Сначала было достаточно палочки, на которой каменным топором можно делать зарубки и тем самым отсчитывать прошедшие дни. Но это скорее был календарь, а не часы.

Первые и самые древние часы – солнечные. Их действие основано на изменении длины тени предметов по мере того, как солнце движется по небосводу.  Такие часы представляли собой гномон – длинный шест, воткнутый в землю.  Солнечные часы применялись в Древнем Египте и Китае. О них было доподлинно известно уже в 1200 году до нашей эры.

Солнечные часы в Китае
Солнечные часы в Китае

Затем появились водяные, песочные и огненные часы. Работа этих механизмов не была привязана к движению небесных светил. Долгое время водяные часы были главным инструментом для измерения времени.

Первые механические часы были изготовлены китайскими мастерами в 725 году нашей эры. Однако широкое распространение они получили относительно недавно.

В средневековой Европе механические часы устанавливались в башнях соборов и имели только одну стрелку – часовую. Карманные часы появились только в 1675 году (изобретение запатентовал Гюйгенс), а наручные – намного позже.

Осмысление времени всредневековой философии

В философском осмыслении отцов Церкви раннего Средневековья время всё больше отделяется от космической стихии и анализируется сквозь призму жизни индивидуальной души. На первый план выходит связь времени с памятью; возникают психологическая и историческая трактовки времени. Это связано с тем, что ветхозаветное мировосприятие отличается от древнегреческого именно своим переживанием времени; для него мир — не «космос», а «олам» (первоначальное значение слова — «век»), то есть свершение событий, история. Августин, объединивший обе эти традиции, развивает Плотиново понимание времени как «жизни души», но души индивидуальной: во «внутреннем человеке» течёт и измеряется время. «В тебе, душа моя, измеряю я времена» («Исповедь», XI, 27, 36). У Августина время отрывается от движения тел (в том числе и небосвода) и превращается в категорию психологическую — «растяжение души» (distentio animi) (Там же, 26, 33). Поэтому в качестве феномена, раскрывающего природу времени, Августин выбирает движение, данное не зрению, а слуху — звучащий голос. Августин раскрывает парадоксальность времени: оно складывается из того, чего уже нет (прошедшего), того, чего ещё нет (будущего), и того, что есть, но не имеет длительности, — мгновения настоящего. Все три модуса времени удерживаются лишь в нашем сознании. «Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание» (Там же, 20, 26). У Августина память превращается в главную сокровищницу мысли. Жизнь души невозможна вне памяти; центр тяжести, таким образом, перемещается из космоса в историю, и время из категории космической становится категорией исторической. Время у Августина, как и у Платона и Плотина, соотнесено с вечностью, но не столько через космическую жизнь, сколько через историческое свершение. Бог, по Августину, вечный создатель всех времён, время же возникает вместе с творением.

Христианство с его догматом о боговоплощении позволяет по-новому взглянуть и на память, и на историю. Не в уме только, а в человеческой душе, неразрывно связанной с плотью, теперь заключена онтологически значимая реальность, и не случайно время как форма бытия души, как единство воспоминания, восприятия и ожидания становится предметом внимания у Василия Великого, Григория Нисского, Августина и других мыслителей. Рядом с понятием «ум» в святоотеческой традиции появляется понятие «сердце» как духовно-душевный центр человеческой личности, и в последующей истории не только средневекового, но и новоевропейского мышления, а особенно в русской философии, это понятие влечёт за собой новую интерпретацию категории времени. Психологизм и историзм как способы анализа времени оказываются включёнными в рамки христианского учения о Боге и человеке; поэтому психология имеет онтологический фундамент, а историческое время соотнесено с божественной вечностью. Для Средних веков характерно восходящее к Августину соотнесение времени как способа бытия твари с вечностью как атрибутом божественного бытия. Время рассматривается как акциденция, а последняя нуждается в субстанции как своём носителе (Аквинский Фома. Сумма против язычников, II, 33). Однако схоластике меньше свойственны психологический анализ времени и чувство историчности, характерные для Августина. Время рассматривается здесь логико-онтологически.

У Фомы Аквинского Бог, не подверженный никаким изменениям, полнота бытия, суть вечность. Субстанция тварных материальных вещей изменчива, нематериальных — неизменна. Материальные субстанции не могут сразу и полностью обладать тем бытием, которое отведено на их долю, они всегда устремлены к этой полноте, но достигают её последовательно: теряя одну часть, обретают другую. Поэтому длительность их существования рассыпается на неопределённое множество последовательных моментов. Эта последовательность и есть время. Нематериальные субстанции (разумные бессмертные души людей и ангелов), не будучи подвержены изменениям (как субстанции), сразу и полностью обладают своим бытием; однако, будучи тварными, они не тождественны своему бытию, или, иначе говоря, сущность в них отличается от их бытия. Присущую им форму длительности, отличную как от времени, так и от вечности, Фома называет aevum или sempiternitas. В отличие от времени эта длительность бесконечна, однако в отличие от вечности она не является неделимой единой, а длится всегда. Различая, таким образом, время (tempus), бесконечную длительность (aeveum, sempiternitas) и вечность (aeternitas), Фома вслед за Аристотелем определяет время как число или меру движения в отношении предыдущего и последующего. Говоря о движении, Фома имеет в виду любой вид последовательности, а потому подчёркивает, что существует столько же мер, сколько движений. Однако, стремясь всё же сохранить и всеобщую меру движения, задаваемую вращением небесной сферы, Фома различает «внутреннее» и «внешнее» время. Внутреннее время — это любая последовательность, поскольку в ней налицо порядок «раньше» и «позже»; внутренних перемен может быть сколько угодно много. Но для всех телесных движений Фома, как и Аристотель, допускает внешнее время и одну общую меру — вращение небосвода. Выделение внутреннего времени, связанного со спецификой изменения той или иной сущности, связано с ослаблением значения общекосмического времени, единство которого, особенно у Платона и неоплатоников, обеспечивала мировая душа. Способ рассмотрения времени у Фомы связан не столько с общей жизнью космоса, как у Плотина, и не столько с жизнью человеческой души, как у Августина, сколько с иерархией ступеней бытия; поэтому в персоналистской метафизике Фомы — множество времён; наряду с непрерывным временем Фома признает и дискретное, состоящее из бесконечно многих неделимых моментов, — время жизни ангелов.

Ф. Суарес, следуя Фоме, развивает идею внутреннего времени (внутренней длительности), приходя к парадоксальным выводам. Он отрывает внутреннее время от внешнего, утверждая, что если одно из сотворённых одновременно разумных существ живёт год, а другое — сто лет, то это различие во внешнем времени не коснётся времени внутреннего-последнее будет для обоих одинаковым (Disputationes metaphysicae, 50, sect. 5). Более того, если уничтоженное существо будет сотворено вновь, то, по Суаресу, его длительность от этого не увеличится — она останется той же самой, сколь бы много раз ни повторялось новое сотворение. Суарес так тесно связывает время с жизнью сущего, что считает возможным возвращение того же самого индивидуального времени: время возвращается всякий раз, как повторяется одно и то же движение. День, который сейчас близится к закату, может начаться вновь сколь угодно много раз. Как и у Фомы, в рассуждениях Суареса индивидуальное время отделено от общего течения внешнего времени, не оказывающего воздействия на жизнь пребывающих в нём вещей. В отличие от Фомы и Суареса Дж. Бонавентура считает, что всё тварное подвержено непрерывному изменению во времени; даже существа, сотворённые бессмертными, сущность которых неизменна, испытывают изменения в своём существовании, поскольку последнее непрерывно сохраняется Богом, то есть каждое мгновение творится вновь. Время связано с непрерывным божественным творением мира и потому образует единый непрерывный ряд.

Как люди измеряли время?

Для измерения времени нужны какие-либо повторяющиеся с одинаковым периодом события. Например, смена дня и ночи. Солнце каждый день встает на востоке и садится на западе, а Луна каждый синодический месяц проходит весь цикл фаз освещенности солнцем — от тоненького серпа полумесяца до полнолуния.

Древним людям ничего не оставалось, как привязать отсчет времени к движению небесных тел и событиям, связанным с ним. А именно – к смене дней, ночей и сезонов года.

В году 4 сезона и 12 месяцев. Именно столько раз за весну, лето, осень и зиму Луна меняет свои фазы.

По мере развития прогресса методы измерения времени совершенствовались, появились солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, электронные и, наконец, молекулярные часы.

Часы FOCS 1
Часы FOCS 1

Что дает понимание времени

А еще время является основной для понимания того, что такое динамика. Только имея представления о времени, можно говорить о событиях, которые развиваются с определенной скоростью. Ведь совершенно нормальным считается спросить, когда что-то произошло и сколько продлилось то или иное явление. Получается, что время похоже на пространство — это координаты, но не точки на карте того, когда это было. Отличие только одно. По карте можно ходить куда угодно, а по времени — только в одну сторону. Именно это свойство времени является главной загадкой, над которой бьются ученые и строят свои гипотезы фантасты.

Фантасты часто поднимают тему времени, так как полет фантазии в этом направлении невозможно остановить.

Люди воспринимают время более менее одинаково, так как привычные нам часы тикают с одной скорость. Однако, это справедливо только для классической физики. Квантовая же физика утверждает обратное и говорит о том, что система становится активной только в тот момент, когда за ней наблюдают. То есть, в некотором роде именно квантовая физика не исключает возможности движения времени вспять.

Немного юмора от физики, который кое-что объясняет.

Могут ли сразу две черные дыры вращаться в центре Млечного Пути?

Время вфилософии

Время (в философии) — это фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее. Понятие «время» концептуализирует необратимую изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.

Осмысление времени варабо-мусульманской философии

Время в арабо-мусульманской философии обозначалось двумя близкими по значению терминами: «зама̄н» и «Baк̣т». Оба наряду с физическим временем могут обозначать и историческое, сближаясь с понятием ’ас̣р (эпоха). Вак̣т образует множественное число авк̣а̄т и в таком случае означает «момент времени». В атомистических теориях времени единичный момент может обозначаться обоими терминами, с возможным добавлением «фард» (единичный). Близким к этому термином х̣а̄л (буквально: — состояние, также х̣а̄ла) обозначалось в каламе как «состояние» тела, то есть наличие у него тех или иных акциденций, в единичный момент времени или в один из его внутренних аспектов, так и сам единичный момент или его внутренний аспект. Как в континуалистских, так и в атомистических теориях момент времени, особенно момент настоящего, обозначается термином «’а̄н» или «х̣ӣн», хотя чаще используются непосредственные описательные х̣а̄д̣ир (настоящее), мустак̣бал (будущее) и ма̄д̣ин (прошедшее). Концепция циклического исторического времени, развитая исмаилитами, рассматривает сменяющие друг друга и структурно схожие «циклы» времени (адва̄р, единственное число: давр). Атомистическая и континуалистская теории времени, развитые в средневековой арабо-мусульманской философии, исходят из фундаментально различающихся и несовместимых установок. Первая изложена в каламе, воспринята и развита в суфизме и, по-видимому, является самостоятельной. Вторая воспроизводит аристотелевскую концепцию времени, выдвинута в арабоязычном перипатетизме и воспринята в исмаилизме и ишракизме.

Согласно атомистической концепции, время состоит из череды атомарных моментов, каждый из которых лишён длительности; последняя возникает как следование атомов времени. Каждый атом времени конституирован двумя событиями, в качестве которых может в принципе выступать любая пара, хотя существенный философский интерес представляет рассмотрение «уничтожения» (фана̄’) и «возникновения» (х̣удӯс̱) акциденции или тела. Именно такая последовательность была установлена ещё в каламе и принята в дальнейшем. Каждое из этих двух событий может обозначаться как х̣а̄л (состояние) тела или акциденции, которые их переживают. Соответственно тело или акциденция может описываться как уничтожающаяся и возникающая заново в каждый момент времени. Эта теория объясняла исчезновение акциденции как её невозобновление в следующий момент времени и логически предполагала поиск обоснования для её возникновения, а не исчезновения. Хотя в каждом атоме времени могут быть различаемы два аспекта, тело в один атом времени занимает только одно место (мака̄н).

В мутазилизме атомистическая концепция времени складывается во взаимодействии многих точек зрения, большинство из которых выражают понимание времени как функции действий или событий. Одни мутазилиты считали время акциденцией наряду с другими, другие понимали его конвенционально, как любое действие, которое может быть поставлено в соответствие данному как его время. Некоторые определяли момент времени как «разделение» (фарк̣) действий или «предел» (мадан) между ними. Некоторые считали, что в один момент времени может быть совершено совместно бесконечное число «действий» (фи’л) или «несовершений действия» (тарк), другие допускали только одно действие и несовершение действия. Одни признавали, другие отрицали существование вещей вне моментов времени. Момент времени был осмыслен как основание для установления отношения противоположности: некоторые вещи противоположны потому, что не могут существовать в один момент времени, например «уничтожение» и «уничтожаемое», но первое существует в следующий после второго момент времени.

Атомистическая концепция времени была воспринята в суфизме, где мир понимается как ежемгновенное растворение в вечностной стороне бытия и новое воплощение во временнóe его ипостаси. Соответственно существование описывается как «временнóe» (му’ак̣к̣ат) и «невременнóe» (гайр му’ак̣к̣ат), или «вечное» (к̣адӣм). «Временнóe развёртывание» (тавк̣ӣт) вещей отождествляется с понятием «судьба» (к̣адар), тогда как их невременное существование понимается как «предопределение» (к̣ад̣а̄’). Рассматривая момент времени как конфигурацию двух событий, Ибн ’Арабӣ вводит понятие с̱умма (затем) как выражающее последовательность событий, которая не создаёт «отставания» (та’ах̱х̱ур) одного от другого во времени.

Противостоящая атомистической континуалистская теория времени была развита под прямым влиянием аристотелизма. Здесь понятие времени осмысляется в связи не с действием, а с телом. Время определяется как нечто отличающееся от величины и места тела и как то, что создаёт для тела «до», которое несовместимо с его «после». От этих «до» и «после» могут быть образованы соответствующие абстрактные термины «к̣аблиййа» (до-вость) и «ба’диййа» (после-вость). Тела обладают своими «до» и «после» благодаря времени, а само время — самостно, поэтому у времени нет времени, то есть время не бывает до или после времени. Настоящее понимается как «общая граница» (х̣адд муштарак) «до» и «после», или прошедшего и будущего. Прошедшее и будущее континуальны (муттас̣ил) и не имеют начала и конца соответственно. Причиной времени является круговое непринудительное движение небесных сфер, в свою очередь имеющее причиной свой движитель.

В школах, принимавших континуалистскую теорию времени, Первоначало понималось как находящееся вне времени. В арабоязычном перипатетизме и исмаилизме принято троичное деление действий и соответствующего сущего в их отношении ко времени. Высшую ступень занимает то, что «не во времени» (ла̄ бизама̄н), то есть Первоначало, и совершаемое им «творение» (ибда̄’). Средняя отводится тому, что «со временем» (ма’а зама̄н), то есть эманации. Низшее — то, что «во времени», то есть «возникновение» (х̣удӯс̱) и возникающие существа мира. Последние наименее совершенны, поскольку их причины вследствие препятствий производят своё следствие не сразу, а с течением времени. В то же время распространение света от солнца или огня совершается не во времени, а одномоментно. В этих школах время понималось как одно из оснований индивидуации, наряду с материей и местом, и, как и в атомистической теории времени, признавалось невозможным одновременное сосуществование противоположностей (например, противоположных движений) в одном субъекте.

Стрела времени

Стрела требует наличия двух точек во времени, а значит, может существовать только в блок-вселенной.

Стрела предполагает, что эти две точки располагаются между прошлым и настоящим или будущим, при этом предполагается, что время включает только движение. Наличие сил в качестве составной части времени меняет картину, заставляя время принять определенное направление. Представьте: если мы бросим камень в пруд, от него по воде пойдут круги, которые будут расходиться, пока не достигнут берегов пруда. Но чтобы воссоздать обратный процесс, нам необходимо будет одновременно применить множество «маленьких сил» по краям пруда, чтобы создать множество синхронизированных между собой волн, которые будут направлены точно в то место, где камень коснулся поверхности пруда. Ровно в этом месте дно пруда должно вытолкнуть камень так, чтобы он вынырнул на поверхность, а затем долетел до руки бросившего его в воду. Это просто невозможно.

Время предстает перед нами в различных ипостасях, что ощутимо затрудняет для нас понимание этого феномена. Все, что мы знаем наверняка — этот тот факт, что время тесно связано с движением и силами. Теория относительности представила нам концепцию замедления времени при помощи движения и гравитации, и этот прорыв в науке мог бы стать хорошим толчком к более глубокому пониманию сути времени. Однако, за 100 лет человечество так и не смогло значительно продвинуться в решении этой загадки бытия.

Теги

Adblock
detector