Содержание материала
Карл Линней
Швейцарский ученый и очень верующий человек, Линней был естествоиспытателем, изучал ботанику и зоологию и эволюционная теория не была основной целью его исследований.
Он ввел свою систематику организмов (таксономические категории), бинарную номенклатуру для описания живого. Основной единицей систематики считал вид.
Что касается эволюции, то Линней относился к креационистам, т.е. считал, что все живое создано Богом и виды не меняются.
Единица эволюции | Факторы эволюции | Принцип систематизации видов |
Отсутствует | Отсутствует | Сходство строения на основе отдельно произвольно взятых признаков. |
Карл Линней и роль его работ в становлении эволюционной теории
Человека всегда интересовало, откуда возник такой прекрасный мир животных и растений, всегда ли он был таким, как сейчас, изменяются ли организмы, существующие в природе. Глазами одного поколения трудно, а порой и невозможно обнаружить значительные изменения в окружающем мире, поэтому у человека первоначально сформировалось представление о неизменности окружающего мира, особенно мира животных (фауны) и растений (флоры).
Представления о неизменности органического мира называются метафизическими, а людей (в том числе и ученых), разделяющих эти взгляды, называют метафизиками.
Наиболее ярые метафизики, считающие, что все живое сотворено Богом и не меняется со дня сотворения, называются креационистами, а псевдоучение о божественном творении живого и его неизменности — креационизмом. Это крайне реакционное учение, оно тормозит развитие науки, мешает нормальной деятельности человека как в развитии цивилизации, так и в обычной жизни.
Креационизм был распространен в средние века, но и в настоящее время этого учения придерживаются верующие люди и церковные деятели, правда, и теперь церковь признает изменяемость живого и считает, что только душа была сотворена Богом.
По мере накопления знаний о природе, систематизации знаний было выявлено, что мир изменяем и это в дальнейшем привело к созданию и разработке эволюционной теории.
Выдающимся ученым-биологом, являвшимся метафизиком и креационистом, но своими работами подготовившим возможность разработки эволюционной теории, был шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778).
К. Линней создал самую совершенную искусственную систему органического мира. Она была искусственной потому, что в ее основу Линней положил признаки, которые часто не отражали родство между организмами (что в то время было и невозможно из-за неполноты знаний об организмах). Так, он отнес сирень и душистый колос (растения совершенно разных классов и семейств) в одну группу потому, что оба эти растения имеют по две тычинки (душистый колосок относится к классу однодольных, семейство злаковых, а сирень — к классу двудольных, семейство маслинных).
Система, предложенная К.Линнеем, была практичной, удобной. В ней применялась бинарная номенклатура, которую ввел Линней и которая используется и в настоящее время из-за своей рациональности. В данной системе высшим таксоном был класс. Растения разделялись на 24 класса, а животные — на шесть. Научным подвигом К. Линнея было включение человека в царство Животные, что во время безраздельного господства религии было далеко не безопасным для ученого. Значение системы К.Линнея для дальнейшего развития биологии состоит в следующем:
1) она создала основы для научной систематизации, так как в ней было четко видно, что между организациями существует взаимосвязь и родственные взаимоотношения;
2) эта система поставила задачу выяснения причин сходства между организмами, что явилось стимулом для изучения глубинных черт сходства и объяснения причин такого сходства.
К концу жизни К.Линней отказался от идеи неизменности видов, так как предложенная им система органического мира не укладывалась в рамки метафизических и креационных представлений.
Видео
Первая классификация Линнея
Биологических объектов в мире огромное количество. Для их изучения необходим системный подход. Карл Линней по праву считается основателем современной классификации. Среди растений он выделил 24 класса: 23 – явнобрачных, 1 – тайнобрачных. В большинстве это цветковые, меньшинстве – споровые, голосеменные.
Примечательно то, что первые 12 явнобрачных классов определялись по числу тычинок. К 13-му причислили растения с большим количеством мужских органов. При комплектовании остальных структур учитывались другие особенности андроцея (совокупности тычинок). Так, ко 2-му классу явнобрачных относились сирень, шалфей; к 5-му – смородина, картофель; 6-му – тюльпан, барбарис; 13-му – роза, магнолия; 23-му – фисташка, маниок.
Карл Линней много путешествовал, продолжая постоянно собирать необходимый для ботаники и зоологии материал. Главный принцип его теории заключается в том, что таксоны, или «ступеньки» классификации, находятся в строгой последовательности. Так, «виды» объедены в «род», последние – «отряд», затем идет «класс» и т.д. Высшим таксоном является «тип» организма.
Трансформизм
Трансформизм – это система взглядов, которая объясняет появление одних видов живых организмов из других вследствие изменений, которые происходят по естественным причинам. Главная особенность концепции трансформизма заключается в том, что она не рассматривает вопрос о первичном происхождении жизни, а лишь изучает изменение видов.
Среди известных трансформистов особое место занимает Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон – французский биолог и популяризатор научных знаний. Он придерживался следующих идей в концепции трансформизма:
- Существует некоторое количество высокоорганизованных живых организмов, трансформация которых приводит к появлению новых видов.
- Мир материален, всё живое возникает согласно законам природы.
- Основные факторы изменений, которые приводят к появлению новых видов, – это климат и пища.
По мнению Буффона, рога на голове оленя образовались из-за того, что он ел листья и ветки кустарников, а хвост бобра в процессе эволюции покрылся чешуйками потому, что рацион питания грызуна составляла чешуйчатая рыба.
С точки зрения современной науки, идеи Бюффона кажутся абсурдными. Однако главным его достижением было предположение о возможности изменения видов.
Французский биолог был первым, кто высказал мысль о происхождении человека от обезьяны.
Современная (синтетическая теория эволюции)
Ученый, который “синтезировал” (отсюда и название), объединил теорию Дарвина и генетику — С.С. Четверяков.
• Основа эволюции — мутации, причем именно генные, т.к. они должны передаваться по наследству;
• как и в классической теории, в синтетической теории эволюции основной движущий фактор — это естественный отбор ;
• элементарная единица эволюции — популяция;
• эволюция — длительный процесс — смена одной популяции за другой приводит, в конце концов, к образованию вида или нескольких видов (дивергентность);
• вид — это замкнутое образование, при этом наблюдается поток генов — особи мигрируют из одной популяции в другую;
• макроэволюция — результат микроэволюции, при этом все закономерности микроэволюции (на уровне вида) переходят и на более высокий уровень.
Единица эволюции | Факторы эволюции | Принцип систематизации видов |
Популяция | Направленного действия -наследственность, изменчивость и мутации, борьба за существование. Направляющий — естественный отбор. | Единство происхождения видов. |
Примеры заданий.
А1. Назовите учёного, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.
1) Ж. Б. Ламарк ; 2) Ж. Кювье; 3) К. Линней; 4) Ч. Дарвин.
В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.
ВЗГЛЯДЫ
A) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству
Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения
B) благоприобретённые признаки наследуются
Г) движущей силой эволюции является естественный отбор Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь Е) элементарной эволюционной единицей является популяция
УЧЁНЫЕ
1) Ч. Дарвин
2) Ж. Б. Ламарк
Ответ.
А — 2
Б — 1
В — 2 (обратите внимание: по Ламарку — именно благоприобретенные, по Дарвину — все)
Г — 1
Д — 2
Е — 1 ( у Дарвина это вид, здесь допущена небольшая неточность, но в большинстве вопросов ЕГЭ тоже так)