Содержание материала
- Лицей
- Видео
- Как работают современные российские лицеи
- Особенности учебного процесса
- Расширенные программы
- Профили
- Ранняя профориентация
- Интернаты
- Качество образования
- Условия поступления
- История создания лицеев
- Энциклопедический словарь
- А в чём же преимущества среднего профессионального образования?
- Поступление без ЕГЭ
- Практикоориентированное обучение
- Ранний старт карьеры
- Международные конкурсы Wordskills
- Педагогический терминологический словарь
- Сравнение лицеев с общеобразовательными школами
- Где сложнее учиться? В лицее или гимназии?
Лицей
Начнём с определения. Лицей — это среднее общеобразовательное учебное заведение, основная задача которого заключается в подготовке старшеклассников к поступлению в вузы.
Лицеи бывают двух типов — общеобразовательные и профессионально-технические. В первых упор делают на углублённое изучение гуманитарных либо естественнонаучных предметов и точных наук. Вторые включают в обучение профильные дисциплины, которые не входят в программу обычной школы. Например, в Санкт-Петербургском Оптико-механическом лицее получают квалификацию фотографа или мастера печатного дела. А в художественно-профессиональном лицее имени Карла Фаберже готовят ювелиров.
ЕГЭ здесь, увы, не избежать. По окончании лицея выпускник получает стандартный аттестат об основном общем образовании, но с приложением особого образца, в котором указываются дополнительные учебные предметы.
Как работают современные российские лицеи
Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.
Особенности учебного процесса
Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.
Расширенные программы
Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.
Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.
Профили
Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:
- технический (информатика, IT, программирование, робототехника);
- физкультурно-спортивный (волейбол, танцевальный спорт, общефизическая подготовка, футбол, атлетическая гимнастика, баскетбол);
- естественно-научный (физика, математика, химия);
- социально-педагогический (история цивилизаций, русский и английский языки, речевая культура, социокультурная адаптация, обществознание, бизнес, экономика);
- туристско-краеведческий (краеведение).
Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.
Ранняя профориентация
Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
Интернаты
Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.
Качество образования
Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.
Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.
Условия поступления
Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.
Видео
История создания лицеев
Упоминания о первых лицеях историки находят в документах, связанных с жизнью Аристотеля — знаменитого философа Древней Греции.
Первый лицей (Ликей) был основан в Афинах и назван так в честь бога Аполона Ликейского. Преподавали в этом учебном заведении известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.
В царской России первые лицеи начали возникать в начале 19-го века. В 1810 году был создан дебютный Александровский (Императорский Царскосельский) лицей.
Обучение в лицее было доступно только детям из богатых и знатных семей с 6 до 11 лет. Выпускники лицея осваивали программу средней и высшей школы.
С 1877 года по указу царя лицеисты должны были освоить программу шести гимназических и трех университетских классов.
Однако существовали и такие лицей, в которых было 8 гимназических классов. Например лицей, основанный в память о цесаревиче Николае.
До революции 1917 года в России функционировали 7 привилегированных лицеев. Каждый из них осуществлял образовательную деятельность по собственной программе. Единого определения и понятия, что такое лицей, в России не существовало. Наиболее точно о лицеях выразился этнограф В.И. Даль:
«Это высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».
После революции 1917 года лицеи перестали быть достоянием высшего класса.
Современный лицей — общедоступное учебное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по особой, отличной от общеобразовательной, программе. Статус и название лицея иногда присваиваются бывшим профтехучилищам. На базе некоторых школ открываются лицеистские классы определенной профессиональной направленности.
Энциклопедический словарь
лицей(от греч. Lykeion), среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Зап. Европы, Латинской Америки, Африки. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян. Название некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Российской Федерации, работающих (с 1988-89 учебного года) по собственным учебным программам.
А в чём же преимущества среднего профессионального образования?
Поступление без ЕГЭ
И на базе 9 класса, и на базе 11-го в большинство учреждений среднего профессионального образования (СПО) зачисляют абитуриентов на основе конкурса по среднему баллу аттестата. Некоторые организации проводят собственные дополнительные испытания. Но они не идут в сравнение со сдачей ЕГЭ при поступлении в вуз.
Практикоориентированное обучение
Уже в первые месяцы учащиеся лицеев, колледжей и техникумов попадают в мастерские. Они берут в руки настоящие инструменты парикмахеров, маляров, радиоинженеров и от сухой теории переходят реальным задачам. Для многих это более увлекательно, чем учёба в старших классах школы.
Ранний старт карьеры
Чтобы освоить рабочую профессию после 9 класса в среднем потребуется около 3–4 лет. Значит, и на рынок труда этот специалист выйдет на 3–4 года раньше, чем выпускник 11-летней школы после университета. При этом спрос на некоторые рабочие специальности будет только расти.
Международные конкурсы Wordskills
С 2017 года российские студенты СПО сдают экзамен по стандартам Wordskills и могут участвовать в соревнованиях молодых профессионалов. Конкурс Wordskills похож на олимпиады для школьников. Сначала нужно стать лучшим в своём учреждении, затем пройти на региональный уровень. А после этого показать своё мастерство на всероссийском конкурсе. Лучшие специалисты из разных регионов России получают денежные призы и представляют нашу страну на европейских соревнованиях.
Педагогический терминологический словарь
лицей1. (от греч. Likeion) 1. среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян. 3. Название некоторых современных средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Рос. Федерации (с конца 80-х гг.), работающих по собственным учебным программам. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133) Ч424(2)7 Ч474(2)7 Ч424(28)731.6 Ч484(28)713 2. государственное издательство, С.-Петербург. Детская, юношеская, художественная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479) См. также Издательства РФ
Сравнение лицеев с общеобразовательными школами
В наши дни лицеи особенно востребованы в странах Латинской Америки, в западной Европе. В России в таких учебных заведениях осуществляется профильная подготовка по таким направлениям, как:
- физико-математическое;
- химико-биологическое;
- гуманитарное.
Между лицеями и общеобразовательными школами существуют определенные различия. В первую очередь они связаны с возрастными ограничениями. В обычную школу зачисляют детей в возрасте от семи лет, а для поступления в лицей необходимо окончить 6-7 классов.
Образовательный процесс в любом лицее осуществляется по собственным программам. Помимо общих предметов, перечень которых утвержден министерством образования РФ, лицеисты изучают в углубленном варианте несколько предметов, являющихся профильными при поступлении в учебное заведение, с которым у заведения заключен договор о сотрудничестве.
Означает ли это, что лицейское образование будет более качественным, чем в общеобразовательной школе? Безусловно, ребятам, которые во время учебы в лицее прошли профильную подготовку, будет гораздо легче учиться в вузе, чем детям из обычной общеобразовательной школы.
Есть некоторые отличия и в педагогическом составе. В лицее работают не только учителя, но и кандидаты, доктора наук, которые параллельно трудятся в профильном вузе.
Для лицея характерна определенная профильность, что невозможно в рамках простой общеобразовательной школы.
Где сложнее учиться? В лицее или гимназии?
Если сравнивать с обычной средней школой, то требования в гимназии и лицее гораздо выше. Это стоит учитывать и не надеяться на простую жизнь. Очень часто родители учащихся в гимназии и лицее пользуются услугами репетиторов. Домашние задания более сложные. По уровню сложности в обучении, гимназия и лицей — практически одинаковые. Придется попотеть над домашними заданиями и быть внимательными на уроках.
Если у вас в планах нет поступления в крутой ВУЗ, то и обучение в лицее ни к чему. Выберите обычную школу или гимназию.