Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114
ЛИЦЕЙ • Большая российская энциклопедия

Чем лицей отличается от школы и гимназии

Лицей

Начнём с определения. Лицей — это среднее общеобразовательное учебное заведение, основная задача которого заключается в подготовке старшеклассников к поступлению в вузы. 

Лицеи бывают двух типов — общеобразовательные и профессионально-технические. В первых упор делают на углублённое изучение гуманитарных либо естественнонаучных предметов и точных наук. Вторые включают в обучение профильные дисциплины, которые не входят в программу обычной школы. Например, в Санкт-Петербургском Оптико-механическом лицее получают квалификацию фотографа или мастера печатного дела. А в художественно-профессиональном лицее имени Карла Фаберже готовят ювелиров.

ЕГЭ здесь, увы, не избежать. По окончании лицея выпускник получает стандартный аттестат об основном общем образовании, но с приложением особого образца, в котором указываются дополнительные учебные предметы.

Как работают современные российские лицеи

Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.

Особенности учебного процесса

Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.

Расширенные программы

Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.

Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.

Профили

Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:

  • технический (информатика, IT, программирование, робототехника);
  • физкультурно-спортивный (волейбол, танцевальный спорт, общефизическая подготовка, футбол, атлетическая гимнастика, баскетбол);
  • естественно-научный (физика, математика, химия);
  • социально-педагогический (история цивилизаций, русский и английский языки, речевая культура, социокультурная адаптация, обществознание, бизнес, экономика);
  • туристско-краеведческий (краеведение).

Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.

Ранняя профориентация

Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

Интернаты

Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.

Качество образования

Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.

Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.

Условия поступления

Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.

Видео

История создания лицеев

Упоминания о первых лицеях историки находят в документах, связанных с жизнью Аристотеля — знаменитого философа Древней Греции.

Первый лицей (Ликей) был основан в Афинах и назван так в честь бога Аполона Ликейского. Преподавали в этом учебном заведении известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.

В царской России первые лицеи начали возникать в начале 19-го века. В 1810 году был создан дебютный Александровский (Императорский Царскосельский) лицей.

Обучение в лицее было доступно только детям из бог

Обучение в лицее было доступно только детям из богатых и знатных семей с 6 до 11 лет. Выпускники лицея осваивали программу средней и высшей школы.

С 1877 года по указу царя лицеисты должны были освоить программу шести гимназических и трех университетских классов.

Однако существовали и такие лицей, в которых было 8 гимназических классов. Например лицей, основанный в память о цесаревиче Николае.

До революции 1917 года в России функционировали 7 привилегированных лицеев. Каждый из них осуществлял образовательную деятельность по собственной программе. Единого определения и понятия, что такое лицей, в России не существовало. Наиболее точно о лицеях выразился этнограф В.И. Даль:

«Это высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

После революции 1917 года лицеи перестали быть достоянием высшего класса.

Современный лицей — общедоступное учебное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по особой, отличной от общеобразовательной, программе. Статус и название лицея иногда присваиваются бывшим профтехучилищам. На базе некоторых школ открываются лицеистские классы определенной профессиональной направленности.

Энциклопедический словарь

лицей

(от греч. Lykeion), среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Зап. Европы, Латинской Америки, Африки. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян. Название некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Российской Федерации, работающих (с 1988-89 учебного года) по собственным учебным программам.

А в чём же преимущества среднего профессионального образования?

Поступление без ЕГЭ

И на базе 9 класса, и на базе 11-го в большинство учреждений среднего профессионального образования (СПО) зачисляют абитуриентов на основе конкурса по среднему баллу аттестата. Некоторые организации проводят собственные дополнительные испытания. Но они не идут в сравнение со сдачей ЕГЭ при поступлении в вуз.

Практикоориентированное обучение

Уже в первые месяцы учащиеся лицеев, колледжей и техникумов попадают в мастерские. Они берут в руки настоящие инструменты парикмахеров, маляров, радиоинженеров и от сухой теории переходят реальным задачам. Для многих это более увлекательно, чем учёба в старших классах школы.

Ранний старт карьеры

Чтобы освоить рабочую профессию после 9 класса в среднем потребуется около 3–4 лет. Значит, и на рынок труда этот специалист выйдет на 3–4 года раньше, чем выпускник 11-летней школы после университета. При этом спрос на некоторые рабочие специальности будет только расти.

Международные конкурсы Wordskills

С 2017 года российские студенты СПО сдают экзамен по стандартам Wordskills и могут участвовать в соревнованиях молодых профессионалов. Конкурс Wordskills похож на олимпиады для школьников. Сначала нужно стать лучшим в своём учреждении, затем пройти на региональный уровень. А после этого показать своё мастерство на всероссийском конкурсе. Лучшие специалисты из разных регионов России получают денежные призы и представляют нашу страну на европейских соревнованиях.

Педагогический терминологический словарь

лицей

1. (от греч. Likeion) 1. среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян. 3. Название некоторых современных средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Рос. Федерации (с конца 80-х гг.), работающих по собственным учебным программам. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133) Ч424(2)7 Ч474(2)7 Ч424(28)731.6 Ч484(28)713 2. государственное издательство, С.-Петербург. Детская, юношеская, художественная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479) См. также Издательства РФ

Сравнение лицеев с общеобразовательными школами

В наши дни лицеи особенно востребованы в странах Латинской Америки, в западной Европе. В России в таких учебных заведениях осуществляется профильная подготовка по таким направлениям, как:

  • физико-математическое;
  • химико-биологическое;
  • гуманитарное.

Между лицеями и общеобразовательными школами существуют определенные различия. В первую очередь они связаны с возрастными ограничениями. В обычную школу зачисляют детей в возрасте от семи лет, а для поступления в лицей необходимо окончить 6-7 классов.

Образовательный процесс в любом лицее осуществляется по собственным программам. Помимо общих предметов, перечень которых утвержден министерством образования РФ, лицеисты изучают в углубленном варианте несколько предметов, являющихся профильными при поступлении в учебное заведение, с которым у заведения заключен договор о сотрудничестве.

Означает ли это, что лицейское образование будет более качественным, чем в общеобразовательной школе? Безусловно, ребятам, которые во время учебы в лицее прошли профильную подготовку, будет гораздо легче учиться в вузе, чем детям из обычной общеобразовательной школы.

Есть некоторые отличия и в педагогическом составе. В лицее работают не только учителя, но и кандидаты, доктора наук, которые параллельно трудятся в профильном вузе.

Для лицея характерна определенная профильность, что невозможно в рамках простой общеобразовательной школы.

Где сложнее учиться? В лицее или гимназии?

Если сравнивать с обычной средней школой, то требования в гимназии и лицее гораздо выше. Это стоит учитывать и не надеяться на простую жизнь. Очень часто родители учащихся в гимназии и лицее пользуются услугами репетиторов. Домашние задания более сложные. По уровню сложности в обучении, гимназия и лицей — практически одинаковые. Придется попотеть над домашними заданиями и быть внимательными на уроках.

Обучение в лицее
Обучение в лицее

Если у вас в планах нет поступления в крутой ВУЗ, то и обучение в лицее ни к чему. Выберите обычную школу или гимназию.

Теги

Adblock
detector