Содержание материала
Обществознание вшколе
В конце марта в Госдуме состоялось рабочее заседание по разработке модернизированной концепции преподавания обществознания в школе. По мнению депутатов, текущую программу нужно менять, поскольку она неполноценна. Для разработки новых стандартов и учебников, призванных повысить качество преподавания предмета, создали рабочую группу во главе со спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным. К работе по формированию обновленного курса депутаты собираются привлекать не только преподавателей, но и родителей и учеников, а саму концепцию планируют представить в сентябре 2016 года.
Одно из предложений, озвученных первым заместителем министра образования и науки Натальей Третьяк, как сообщает ТАСС, — введение обществознания с более позднего возраста (сейчас его изучают с 5-6 класса). Вячеслав Никонов, глава комитета Госдумы по образованию, считает, что в существующей программе нет целостности, в учебниках, слишком нравоучительных и далеких от жизни, неправильно распределен материал, и какие-то их параграфы чересчур «просты и примитивны». А руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить школьную программу по обществознанию элементами этики, эстетики и философии. По ее мнению, последняя требует особого внимания, так как сейчас студенты гуманитарных специальностей нередко не имеют о ней ни малейшего представления.
Смежные науки
Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.
Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.
Название дисциплины | Объект изучения |
Экономика | Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена |
Социология | Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты |
Культурология | Достижения человечества в искусстве и духовной жизни |
Политология | Политическая организация и жизнь социума |
История | Жизнь и деятельность общества в прошлом |
Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.
Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.
Видео
Кому необходимо изучать эту дисциплину?
Мы уже выяснили на данном этапе, что обществознание — это наука, изучающая все аспекты жизни человеческого социума. В школе эта дисциплина является обязательной частью программы. А кому же стоит изучить ее глубже при получении специализированного образования?
Как мы помним, спектр исследований обществознания сегодня затрагивает все социальные и некоторые другие науки. Поэтому изучать его углубленно стоит студентам таких специальностей, как социология, что, пожалуй, самое очевидное, психология, политология, правоведения, юриспруденция, культурология, менеджмент, педагогика.
Иными словами, для всех специальностей, которые в дальнейшем предусматривают работу с людьми, акутальны сведения и выводы рассматриваемой дисциплины. Этот вывод исходит из того, что мы уже выяснили: что изучает предмет «обществознание».
Политология в системе общественных наук
Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.
Обществознание как предмет
Знакомство с предметом происходит в 5 классе. На первых уроках школьники узнают, о чем предмет, для чего его нужно изучать.
Рис. 3. Урок обществознания.
По каким причинам нужно изучать обществознание?
- Предмет учит находить своё место в обществе.
- На уроках можно узнать о своих правах и обязанностях, определить гражданскую позицию.
- Обществознание даёт знания основ экономики, рационального ведения хозяйства.
- Происходит развитие личности за счёт получения знаний о достижениях культуры, выдающихся деятелей разных сфер жизни.
Связь с другими науками
Как самостоятельно развивающаяся наука, обществознание включает некие базисы прочих гуманитарных. Среди них философия, психология, в частности социальная, этика, социология, история, право, политология. Кроме того, в обществознании есть основы экономики.
Столько широкие междисциплинарные связи обсуловлены с тем, что каждая из наук оперирует собственным видением человеческого общества. Обществознание же дает целостную картину данного понятия, учитывая представление каждой из дисциплин.
Все общественные науки в современном исследовательском мире связаны в единый массив знаний и методов, объединенных в обществознании. На основе столь широкого охвата проблем социальной жизни человечества, оно способно дать ответы на многие интересующие общество актуальные вопросы. Проникает обществознание целями и результатами своих научных изысканий в различные сферы человеческой деятельности: от социальной до экономической, политической и духовной.
Таким образом, резюмируем уже сказанное: обществознание — это наука, изучающая человеческую жизнь в социуме, наиболее полно, в отличие от множества других гуманитарных дисциплин.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.