Содержание материала
История канона как гимнографического жанра
Появились такого рода каноны в Византии около VII века и достаточно быстро распространились, вытеснив собою еще более пространный жанр кондака. Изначально каноны состояли из переплетения девяти гимнов, заимствованных из Священного Писания, с христианскими молитвословиями. Однако постепенно последние стали преобладать, а библейские песни – сокращаться, пока их вовсе не вытеснили в литургической практике краткие стихи-воззвания.
Словарь музыкальных терминов
канон(гр. kanon — норма, образец, правило) 1. Многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами. 2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.
Видео
Этимологический Словарь Русского Языка
канонСтарославянское – канонъ. В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского. Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны). Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.
Канон покаянный Андрея Критского
Если вернуться к основному богослужебному формату канона, то нельзя не вспомнить и еще об одном шедевре. Речь идет о произведении, написанном преподобным Андреем Критским, которое имеет название «Великий канон». По своей структуре он подчиняется стандартному порядку, но при этом содержит гораздо больше тропарей для каждой песни – порядка тридцати.
В Богослужении Великий канон употребляется только дважды в год. Один раз его читают полностью и один раз делят на четыре части, которые последовательно прочитывают за четыре дня. Оба этих раза выпадают на время Великого поста.
Церковный (дисциплинарный) канон
Что значит канон в Православии? Так называют главные правила, нормы церковный жизни. Например, внутреннее устройство Церкви, требования дисциплины и так далее. Например, одно из апостольских правил предписывало епископам каждой области устраивать собрания (соборы) дважды в год. Однако в 7 веке Трулльский Собор постановил делать это лишь один раз год. Такое изменение канона было продиктовано внешними обстоятельствами, в том числе набегами варваров. Также каноном именуют единый свод всех церковных правил. В церковной лексике «канонический» – это то же самое, что и «законный», «общепринятый». Каноны составлялись церковными Соборами, а также отдельными Отцами Церкви, среди которых и апостолы.
Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.
Протоиерей Дмитрий Пашков, отвечая на вопрос «что такое канон в Церкви?» говорит, что правила необходимы там, где
«появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка».
И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.
Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни
Примечательно, что самым многогранным это определение становится именно в религиозной сфере, где каноны положены в основу не только богослужений и иерархии, но и жизни христианского общества в целом.
Православный «канон» может иметь несколько значений:
- норма бытия, к которой должен стремиться каждый человек;
- жанр богослужебных текстов, включая разнообразные формы церковной поэзии – традиционно каноны читаются на отпеваниях, во время подготовки к причастию, на храмных богослужениях, проводимых вечером;
- список священнослужителей той или иной епархии – лица, включенные в этот перечень, именуются канониками.
Широта спектра значений канона связана и с литургической практикой. В церковной гимнографии канон считается главным произведением, которое отображает праздник или конкретного святого.
Такой канон не стоит путать с акафистом – жанры схожи тем, что воздают хвалы Господу, Богородице, святым и праздникам. Разница в том, что акафист всегда начинается с «Радуйся» и в нем, помимо перечисленного, восславляются еще и новозаветные традиции.
Другое распространенное значение церковного канона – это понятие канонизации, когда особо праведных подвижников веры после смерти причисляют к лику святых посредством оглашения акта высшей церковной власти.
Существует еще несколько видов церковных канонов, но мы упомянем лишь основные из них:
- административные – регламентируют административные порядки и сферу управления церковью;
- дисциплинарные – общеобязательные правила, регулирующие как служение клириков, так поведение верующих в храме и их внецерковную жизнь;
- догматические – содержат осуждение любой ереси и призваны ограждать от нее мирян.
Почему в церкви так много канонов, какая в том необходимость? Можно сказать, насущная: в каком бы обществе (или сообществе) ни оказался человек, он в любом случае должен соответствовать тем нормам и правилам поведения, которые приняты в этом социуме.
Необходимость канонов в церкви понятна и целесообразна точно так же, как и необходимость законов в любом государстве.
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.
И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.
Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру.
Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.
Иконописный канон
Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.
Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.
«Если икона есть изобразительно выраженная молитва, то только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое, латинское — только живописью» (Тарабукин Н.М., «Смысл иконы»).
Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.