Содержание материала
Виды и особенности перформанса
Перформанс — это оригинальный и часто очень провокационный способ воздействия на зрителя. Его можно смело причислить к нематериальному искусству, потому что само произведение не является объектом (как картина или скульптура).
Перформанс представляет собой смесь разнообразных стилей и жанров, в котором присутствуют составляющие танцев, живописи и актерской игры. Хотя зрители часто воспринимают представление как развлекательное шоу, на самом деле художник вкладывает в него глубокий смысл.
Видео
Отличие инсталляции от перформанса
Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.
– это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.
- Визуальные данные;
- Текст;
- Натуральные объекты;
- Промышленное сырье;
- Технические изделия;
- Бытовые объекты.
Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.
Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.
Виды перфоманса
Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:
- Индивидуальное представление, когда художник без дополнительной помощи взаимодействует с предметами и элементами окружающей среды.
- Коллективные действия группы актеров.
- Перфоманс арт – создание картины с помощью собственного тела.
Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.
Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.
Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.
Суть состояла в том, что зрителям разрешалось делать все что угодно с предметами и телом художницы. Как и ожидалось, над телом девушки совершались не самые безобидные действия: с нее срезали одежду, приставляли к лицу пистолет.
Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.
В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса.
С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.
Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.
Рerformance-маркетинг
Отдельно стоит упомянуть о совершенно другом значении этого термина.
Рerformance-маркетинг – это комплексный подход к ведению бизнеса, позволяющий добиваться определенных результатов в кратчайшие сроки.
Простыми словами — это целая наука, которая изучает специфику бизнеса, его целевую аудиторию и многие другие факторы. Все это дает возможность выстроить эффективную тактику повышения продаж.