РИТОРИКА • Большая российская энциклопедия

Предмет и задачи риторики

Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Также по теме: КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

Лисий

(ок. 415–380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Из приблизительно 400 его речей сохранились 34, однако авторство для некоторых из них считается спорным.

Видео

Об идее

Идея или мысль составляет основную сущность сочинения. Оно вносит живое единство в разнообразное содержание сочинения; связь частей, направление и объём сочинения зависит от идеи. Идеи бывают, как в произведениях риторических, так и поэтических, но между идеей риторической и поэтической есть большая разница – Риторическая идея имеет своё направление преимущественно к истинному и благому, поэтическая – к прекрасному. – Цель риторической идеи – приложение её к делу, к жизни; цель поэтической идеи – красота, то есть, совершенное воплощение идеи в форме.

Идея риторическая тесно связана с действительными явлениями жизни и природы; идея поэтическая для своего совершеннейшего воплощения в форме, допускает (временно) вымысел и не стесняется действительностью.

Какие же средства к развитию в себе идеи? Мысль не может быть без предмета мыслящего. Наш дух входит, прежде всего, в сношение с предметом посредством созерцания. Созерцание есть простое рассматривание предмета, первоначальное знакомство с ним. Созерцая предмет, мы находим в нём признаки, сходные с другими однородными предметами и различные; мы отбрасываем различные признаки, и совокупляем в своём сознании сходные в единство. Эта совокупность признаков предмета в нашем сознании, есть то, что мы называем понятием.

Понятие, в этом смысле, есть только поверхностное знание предмета; оно не есть ещё мысль. Мысль рождается в нас тогда, когда мы проникаем в живую сущность: следовательно, мысль есть плод разумного сознания живой сущности предмета.

Но каким образом в нас рождается мысль? Эта тайна ещё доселе не разгаданная наукою. Мы можем только постигать, что мысль есть результат деятельности всех сил духа, особенно способности мыслящей. Поэтому для развития идей или мыслей в себе, нет других средств, кроме образования и развития наших способностей, особенно мыслящей.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

риторика

 Риторика  ♦ Rhétorique Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм (***), антитеза или метафора, сами по себе ничего не доказывают и не способны служить аргументом чего бы то ни было, но как вспомогательное средство они могут помочь в убеждении. Поэтому не следует злоупотреблять риторическими приемами. Риторика, тяготеющая к самодостаточности, перестает быть риторикой и превращается в софистику. Риторика необходима, и только самодовольные люди могут думать, что без риторики легко обойтись. Лучшие умы человечества не брезговали риторикой. Возьмите Паскаля или Руссо: блестящее владение ораторскими приемами отнюдь не помешало каждому из них стать гениальным писателем и мыслителем. Правда, признаем, что Монтень на их фоне смотрится выигрышнее – он более непосредствен, более изобретателен и более свободен. Он гораздо меньше стремился убедить кого-либо в своей правоте, ему вполне хватало истины и свободы. Впрочем, нельзя сказать, что он полностью обходился без риторики, – просто он лучше других умел сохранить свою независимость от риторики. Как говорится, сначала обучись ремеслу, а потом забудь, что ты ему учился. *** Вид параллелизма; расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

О способах расположения: синтетическом и аналитическом. Расположение описания, повествования и рассуждения

Можно двумя способами располагать мысли в дидактическом сочинении: аналитическим и синтетическим: 1) Аналитический способ состоит в том, что расположение мысли начинается с самого частного понятия предмета и переходит к общему понятию о нём. Так, например, рассуждая о добродетели, если мы начинаем с отдельных примеров, рассмотрим поступки добродетельных людей, то составим себе понятие (23) о некоторых добродетелях, как-то: о честности, бескорыстии, скромности, великодушии, терпении, благодеянии и проч. Сравнивая эти виды добродетели, мы перейдём к родовому понятию о добродетели вообще. 2) В Синтетическом способе начинают исследование с общего понятия и доходят до частного, следовательно, переходят от сущности к явлениям. – Если рассуждая о добродетели, мы рассуждаем в объяснении того, что такое добродетель, выведем в каких частных поступках добродетель должна проявляться, и, наконец, укажем на примеры добродетельных людей. Целая система может быть также расположена аналитическим и синтетическим способом. Вникая в развитие мысли, мы можем различать в нём три главные момента. Первоначальный момент в развитии мысли есть синтез, или общий взгляд на целое предмета; затем следует анализ или рассмотрение частей предмета. Анализ есть второй момент в развитии мысли. Но полное понимание предмета приобретается нами тогда, когда мы все раздробленные части предмета снова приводим в единство и познаём предмет в целом составе, и в отдельных частях. Этот третий момент мысли, составляющий крайний предел её развития, можно назвать высшим синтезом, в отличие от первоначального. В сочинении первоначальному синтезу соответствует начало; анализу – середина, а высшему синтезу – заключение. Приложим теперь этот закон развития мысли к описанию, повествованию и рассуждению.

Описание. Предмет есть то, что существует в пространстве. Первоначальный синтез состоит здесь в общем взгляде на предмет; анализ – в рассмотрении частей предмета; в высшем синтезе мы созерцаем целое предмета и части его в их взаимном отношении.

Повествование. Предметом повествования бывает событие, развивающееся во времени. Время само делится на настоящее прошедшее, и будущее. Эти три момента времени соответствуют трём главным действиям в развитии мысли: прошедший – первоначальному синтезу; настоящий – анализу; а будущий – высшему синтезу. Поэтому повествование состоит из трёх частей. В начале полагается прошедшее, то есть, причины, которые производили событие; в заключении будущее, то есть все следствия, вытекающие из событий.

Рассуждение. Рассуждением называется такое сочинение, в котором доказывается какая-либо мысль, как истинная; или опровергается, как ложная.

Прежде нежели писатель приступает к доказательству своей мысли, он носит в себе убеждение в её несомненности, или, если он ещё не убеждён в ней, то, по крайней мере, верит в её несомненность, в возможность доказать её. Это предварительное убеждение есть первоначальный синтез; согласно со своим убеждением, писатель поставляет свою мысль так, как он намерен доказать её, или, другими словами, он определяет вопрос. Отсюда первая часть рассуждения. Затем следует анализ, или само решение вопроса. Писатель подтверждает свою основную мысль рядом доказательств, то есть, показывает связь с другими истинами, которые признаются всеми как истины несомненные, не требующие доказательств. Они называются аксиомами. Отдельные истины составляют как часть целого; а доказываемая истина является логическим выводом из высших истин и сама становится несомненною (вторая часть рассуждения). Наконец, в заключение писатель, так сказать, разом обнимает ряд изложенных истин, и в связи с ними рассматривает свою основную мысль, как истину доказанную или объяснённую.

Чёрная риторика

Черная риторика — что это такое? Это демагогический прием, который позволяет внушить оппонентам непривычную для них точку зрения.

Языковые средства имеют магическую силу, которая подразумевает умение предоставить необходимые аргументы, вести дискуссию, ставить акценты, пропагандировать и спорить.

Оратор должен доказать, что он прав.Черная риторика имеет приемы, которые содержатся в правилах.

  1. Высказывание идеи, которая важна. Не нужно повторять одни и те же фразы. У слушателя они вызывают раздражение, сомнение и подозрение. Попытайтесь донести информацию, используя литературные приемы.
  2. Правильно задавайте вопросы. Правило общения — кто больше задает вопросов, тот главный в разговоре. В черной риторике такой прием будет проигрышным. Если вы хотите задать вопрос, то нужно его продумать. Ответ будет зависеть от того, как поставлен вопрос.
  3. Правильные ответы.  Отметим такой момент: правду надо говорить всегда, но не обязательно всегда говорить правду. Это говорит о том, что нужно уместно отвечать на правильно поставленные вопросы. Если вам неудобно отвечать, то аккуратно уйдите от ответа.
  4. Сохраняйте инициативу.  Если потеряете инициативу при разговоре, то вы потеряете репутацию у слушателя. Не нужно надеяться на вежливость слушателя, пресекайте грубость и хамство.
  5. Затянувшаяся пауза и молчание. В этот период у вас появляется возможность вспомнить аргументы, а противник может сомневаться.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

риторика

и РЕТОРИКА, и, ж. 1. Наука о красноречии, ораторском искусстве; учебная книга по теории красноречия. * ► По части русского языка у нас были только учебники, т. е. грамматика, синтаксис и риторика. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //* * РИТОРИЧЕСКИЙ. 2. Напыщенность речи. * ► Эта верность фальшива от начала до конца. В рассказе много риторики, но нет логики. // Чехов. Дядя Ваня // * 3. Название младшего класса духовной семинарии. * ► [Правдин:] А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли? [Кутейкин:] Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Доходил до риторики, да Богу изволивши, назад воротился. // Фонвизин. Недоросль // *

Что такое риторика

Это понятие тоже можно трактовать в широком и узком смыслах. В первом случае риторика – филологическая дисциплина, которая исследует искусство речи, публичных выступлений, мировоззрения, а также теорию прозы и аргументационную теорию. В узком значении риторика – это наука об ораторском искусстве. Первыми риторами были представители софизма. Значительный вклад в развитие внесли Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

В Средние века риторика не исчезла, но приняла иную форму. В связи с нарастающей христианизацией главными ораторами стали священнослужители и проповедники. Подчас с помощью своих речей они добивались большего, чем самые выдающиеся политики. В России первые труды по риторике создал Михаил Ломоносов.

Одежда оратора

Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.

Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.

К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.

На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.

В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.

Как подготовиться к выступлению?

Для правильного составления выступления нужно придерживаться правил. Каждое правило — раздел риторики:

  1. Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
  2. Диспозиция — правильно распределить мысль.
  3. Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
  4. Мемория — особенность запоминания ораторской речи.

Перед выступлением сформулируйте гипотезы (мысли речи). Чем больше объем размышлений и знаний, тем больше придет вдохновения. Если тема смогла зацепить оратора, то она зацепит слушателей.

До выступления работайте над речью. Думайте, ищите информацию и аргументы. За несколько дней сможете создать серьезную базу, основываясь на идеях и фактах.

Настроение слушателей зависит от времени и места проведения выступления. В бытовых условиях человек серьезно воспринимает информацию, а в большой аудитории тема покажется скучной. Нужно создать обстановку, которая отстранит присутствующих на выступлении от рутины, направит мысли и действия в полезном направлении.

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА

1. Настоящая оферта (далее — договор) адресована любому физическому лицу (далее — Клиент) и является официальным публичным предложением Индивидуального Предпринимателя Поярковой Виктории Анатольевны (далее — Исполнитель). 2. Клиент – физическое лицо, которое отправило заявку на обучение через сайт . 3. Исполнитель — Индивидуальный предприниматель Пояркова Виктория Анатольевна, наёмные работники исполнителя, приглашённые преподаватели. 4. Договор заключается с момента акцепта – полной оплаты курса. Исполнитель вправе изменить оферту и договор. Изменения вступают в силу через 5 рабочих дней с момент публикации на сайте . 5. Датой акцепта оферты считается день зачисления денежных средств на счет Исполнителя. 6. Об изменениях Клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе. Если Клиент не уведомил Исполнителя об отказе от новых условий по электронной почте client@ за 5 рабочих дней, договор считается принятым. 7. Услуга: «Базовый курс ораторского искусства» состоящая из 16 академических часов. Исполнитель обязуется оказать Услуги лично и/или с привлечением третьих лиц. 8. Общая стоимость Услуги составляет 19 900 (девятнадцать тысяч девятьсот) рублей, 00 копеек, НДС не облагается. 9. Срок оказания Услуг: 9.1. Клиент оплачивает Услуги до начала оказания Исполнителем Услуг. 9.2. Способы оплаты: наличный расчёт, банковской картой. 9.3. Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Оплата происходит через ПАО СБЕРБАНК с использованием Банковских карт следующих платежных систем: МИР, VISA International, Mastercard Worldwide. 9.4. Все расчеты производятся путем перечисления денежных средств на указанный Исполнителем расчетный счет, либо иным, не запрещенным действующим законодательством способом. 10. Настоящая Оферта вступает в силу с даты ее размещения на Сайте и действует бессрочно. 11. Для записи на курс, начинающийся в другой день, или отказа от Услуги необходимо уведомить об этом представителя Исполнителя по номеру +7 (495) 180-04-03 не позднее, чем за 3 (трое) суток до начала курса или части курса. 11.1. Исполнитель имеет право утверждать и изменять расписание курса в одностороннем порядке. 12. Клиент вправе в любое время расторгнуть Договор при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по Договору, при этом Исполнитель возвращает Клиенту денежные средства за те Услуги, которые оплачены Клиентом, но фактически не получены им и дата проведения которых позже даты получения Исполнителем письменного уведомления, ввиду того, что занятия, прошедшие до даты получения заявления, Исполнителем проведены и данные услуги оказаны группе занимающихся в полном объеме. Сумма возврата рассчитывается Исполнителем на дату получение от Клиента письменного уведомления. 12.1 Сумма возврата определяется в следующем порядке: 12.1.1. Формула для расчета стоимости одного занятия по Программе обучения: Y = X / N1, где Y – Стоимость обучения по одному занятию, X – Общая стоимость Услуги, N1 – количество занятий по программе Курса, Стоимость одного занятия по программе Курса рассчитывается без учета любых скидок, предоставленных Клиенту на момент оплаты Услуг. 12.1.2. Сумма возврата по программе Курса рассчитывается по формуле: Z = X1 — (Y * N2), где Z – Сумма возврата по программе Курса, Y – Стоимость обучения по одному занятию, X1 – Стоимость обучения по программе Курса, фактически оплаченная Клиентом. N2 – количество проведенных занятий по программе Курса на Дату получения Исполнителем письменного уведомления от Клиента. 13. Акцепт оферты в том числе является согласием с условиями политики конфиденциальности и порождает согласие на обработку персональных данных. 14. Клиент полностью соглашаются и разрешают Исполнителю обнародование и дальнейшее использование в рекламных целях и какого-либо рода рекламных акциях изображений Клиента (в том числе их фотографий, а также видеозаписей, на которых присутствует изображение Клиента), в том числе, если изображение Клиента получено при съемке, которая проводилась в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, или в процессе оказания Услуги.

Реквизиты исполнителя Индивидуальный предприниматель Пояркова Виктория Анатольевна ОГРНИП: 321774600256894 ИНН: 771985990754 г. Москва, ул. Кусковская, д.17, к.1, кв. 8 р/с 40802810538000029900 ПАО Сбербанк к/с 30101810400000000225 БИК 044525225

Теги

Adblock
detector