Значение слова ЭТИКА. Что такое ЭТИКА?

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Политкорректность — не проблема, а симптом

Парадокс политкорректности. Политкорректность возникла в борьбе за социальную справедливость — это этика военного времени, основанная на ценностях социальной борьбы — поэтому любая ситуация через призму политкорректности выглядит противостоянием, что в мирное время оборачивается абсурдом. Например, если социальным злом признаётся fat shaming, то политкорректность встаёт на стражу угнетённых людей с лишним весом, страдающих, например, от неравенства в области личной жизни, секса и знакомств — против, получается, всех остальных. И с этой точки зрения, простого отсутствия fat shaming и боди-позитивного отношения к людям любых фигур и телосложений мало — для этого бы хватило и обычной корректности; в парадигме политкорректности злом является любое усугубление неравенства, поэтому накачать собственный пресс — тоже fat shaming, ведь это увеличение дистанции → усугубление неравенства → ещё более печальное положение угнетённых лишним весом на дейтинговом фронте. Этика равенства требует от того, кто «равнее других» чуть-чуть пригнуться, скукожиться, чтобы уменьшить дистанцию, а не преувеличить её.

Как политкорректность нашла путь в область некритичного восприятия компаний

трайбализм в человеке укоренён настолько фундаментальноПривилегия святости — присваивание определённым идеям атрибута святости, который глушит критическое мышление, обеспечивая освящённым идеям беспрепятственное передвижение под защитой. То ли баг, то ли фича человеческого сознания, во все прежние эпохи обеспечивавшие благополучие жреческого сословия. Начав замечать, как работают триггеры, переводящие реакции людей в режим «это святое», отключая критическое мышление, — замечаешь и тревожно большое число вариантов до сих пор действующих триггеров в ходу — впрочем, старые ценности, вроде «патриотизма», уже явно выдыхаются. Успех политкорректности, в частности, состоит в том, что ей тоже, каким-то образом, удалось проникнуть в «святая святых» и закрепиться в привилегированной области некритичного восприятия.

Видео

Виды этики

  1. Личная этика
  • Включает в себя ваши личные ценности и моральные качества.
  • Формируется под влиянием семьи, друзей, культуры, религии, образования и многих других факторов.
  • Примеры: Я считаю, что расизм – это неправильно. Я за аборты.
  • Личная этика может меняться и выбирается человеком.
  1. Общая этика
  • Этика, с которой согласны большинство людей.
  • Многие философы утверждают, что такой этики не существует.
  • Примеры: Убивать людей – неправильно (но обратите внимание, как это изменится в контексте самообороны).
  • Общая этика должна быть очень общей, чтобы избежать разногласий.
  1. Профессиональная этика
  • Правила, которых должен придерживаться сотрудник определенной компании или представитель профессии, например, существует врачебная этика, педагогическая этика, журналистская этика и т. д.
  • Применяется в профессиональной (деловой, служебной, корпоративной) среде.
  • Примеры: отсутствие сплетен, тайм-менеджмент, пунктуальность, конфиденциальность, прозрачность.
  • Несоблюдение этих правил может нанести вред вашей профессиональной репутации.

Понимание понятия «этика»

Несколько лет назад социолог Раймонд Баумхарт спросил деловых людей: «Что для вас значит этика?» Среди их ответов были следующие:

  1. «Этика связана с тем, что я чувствую что-то правильным или неправильным».
  2. «Этика связана с моими религиозными убеждениями».
  3. «Быть этичным – значит делать то, что требует закон».
  4. «Этика состоит из стандартов поведения, которые принимает наше общество».
  5. «Я не знаю, что означает это слово».

Эти ответы типичные. Значение слова «этика» трудно уловить, и взгляды многих людей на этику шаткие.

Как и первый респондент Баумхарта, многие люди склонны приравнивать этику к своим чувствам. Но быть этичным, очевидно, не значит следовать своим чувствам.

Не следует также отождествлять этику с религией. Большинство религий, конечно, отстаивают высокие этические стандарты. Но если бы этика ограничивалась религией, то она применялась бы только к религиозным людям. Но этика применима как к поведению атеиста, так и к поведению набожного религиозного человека. Религия может устанавливать высокие этические стандарты и обеспечивать сильную мотивацию для этического поведения. Однако этика не может ограничиваться религией и не тождественна религии.

Быть этичным – это не то же самое, что следовать закону. Закон часто включает этические стандарты, которых придерживается большинство граждан. Но законы, как и чувства, могут отклоняться от этического. Наши собственные законы о рабстве, существовавшие до Гражданской войны, и старые законы апартеида в современной Южной Африке – очевидные примеры законов, которые отклоняются от этических норм.

Наконец, быть этичным – это не то же самое, что делать «все, что принимает общество». В любом обществе большинство людей принимают стандарты, которые, по сути, являются этическими. Но стандарты поведения в обществе могут отличаться от этических. Все общество может стать этически коррумпированным. Нацистская Германия – хороший пример этически испорченного общества.

Более того, если бы этичность означала «все, что принимает общество», то, чтобы выяснить, что этично, нужно было бы выяснить, что принимает общество. Например, чтобы решить, что я должен думать об абортах, мне нужно было бы провести опрос американского общества, а затем согласовать свои убеждения с тем, что общество принимает. Но никто никогда не пытается решить этические вопросы с помощью опроса. Кроме того, отсутствие общественного согласия по многим вопросам делает невозможным отождествление этики с тем, что принимает общество. Некоторые люди принимают аборт, а многие – нет. Если бы этичность означала то, что принимает общество, нужно было бы прийти к соглашению по вопросам, которого на самом деле не существует.

Разделы этики

  1. Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.Нормативная этика ищет и задает принципы, которые
  2. Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей.

    Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.

  3. Прикладная этика изучает частные случаи морального выбора и поведения, основанные на принципах, сформированных нормативным разделом. Данная дисциплина имеет множество научных разделов:
    1. медицинский;
    2. профессиональный;
    3. компьютерный;
    4. деловой;
    5. политический;
    6. экологический;
    7. юридический;
    8. социальный;
    9. биоэтика.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Этические ценности

Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:

Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе бл

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).

Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения, учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.

Теги

Теги

Adblock
detector