Содержание материала
Последние материалы
- Презентация «Ориентирование на местности» 5 класс география
- Опричнина Ивана Грозного — презентация по истории для 7 класса
- Былины Древней Руси — презентация для детей
- Боги древних славян — презентация для детей
- «Правление князя Владимира. Крещение Руси» — презентация для 6 класса
Закличка – это что такое?
Многие названия, являвшиеся привычными для слуха людей еще в прошлом столетии, сейчас вызывают удивление и звучат совершенно непонятно. Например, что такое закличка? Это слово в последнее время часто употребляют воспитатели в детских садах, учителя в младших классах, а родителям приходится узнавать, что же такое педагоги имеют в виду. Действительно, те, кому сейчас 30-40 лет, с подобным термином в детстве не сталкивались.
Что же это такое?
Согласно определению, закличка – это короткая песня или стихотворение. Нужна она для распевки перед занятиями вокалом или же разучиванием произведений, написанных для хорового исполнения. Стихотворения же обычно содержат обращения к силам или явлениям природы и в чем-то напоминают кричалки.
Имеется у этого слова и еще одно значение, относящееся к торговле и рекламному производству. В этих сферах закличка – это краткая похвала какому-либо товару. Но не стоить путать с рекламными слоганами, в отличие от них заклички не бывают образными, и в их текстах упоминаются свойства самого товара, а не вызываемые им ассоциации.
К чему они относятся?
Заклички – это один из элементов фольклорного жанра, чрезвычайно популярный и распространенный в старину. Нередко их путают с колядками или иными короткими песенками. Но заклички являются самостоятельным жанром. Разница с теми же колядками в том, что эти произведения не имеют привязки к какому-либо событию, празднику или конкретному времени года.
Особенностью, которой народные заклички отличались от иных составляющих устный фольклор элементов, являлось непременное упоминание природного объекта или же явления, к которому обращались. По отношению к людям, с обращением к ним, такого вида текстов практически не было. Не имели заклички и сатирического, комического подтекста, в этом их отличие от частушек или куплетов.
Чем были заклички изначально?
Это были своего рода короткие заклинания, не являющиеся частью серьезных магических обрядов и не требующие специальной подготовки или же знаний. Их исполнять – это «кликать». Вероятно, многим знакома поговорка «накликать беду». Речь в ней идет именно об этом элементе устного фольклорного жанра.
Как правило, короткие стихотворения или песенки что-то призывали или же, наоборот, прогоняли. К примеру, весенние заклички должны были ускорить уход зимы, а осенние – позволить собрать богатый урожай. Объектом же клича могло стать все что угодно, имеющее отношение к природе – птицы, камни, речная вода, солнце и так далее.
Клич не был магическим ритуалом, однако многие исследователи фольклора, культуры, обычаев и дохристианских верований славян полагают, что эти кричалки-призывалки являлись неотъемлемой частью языческих обрядов.
Основным аргументом в пользу этой версии первоначального применения закличек является то, что они исполняются во время праздников, оставшихся от язычества – Масленицы, Ивана Купалы и прочих.
Как исполнялись заклички в старину?
Эти фольклорные произведения являлись неотъемлемой частью каких-либо обрядов, празднований, гуляний. Однако могли они исполняться и без особого повода, к примеру, во время работы в поле или же хлопот на огороде.
Достаточно часто исполняемые во время праздников заклички сопровождались различными игровыми сценками, изображавшими то, о чем шла речь в тексте. Как правило, это были миниатюры на тему крестьянской повседневности или же природных явлений.
Некоторые из этих произведений близки к другим составляющим устного фольклора, используемым при ворожбе. В подобных закличках больше фраз, присутствует четкое логическое построение, включающее в себя завязку, содержание и закрепление. Есть и другие, состоящие из одного предложения, составленного без особого рифмования и произносимого в повелительном тоне.
Нередко заклички исполнялись во время вождения хороводов. В этом случае они читались слегка нараспев. Либо же просто пелись. Кликанья весны часто сопровождались обрядами с искусственными птицами, солнцем или же с выпечкой в виде пернатых, небесного светила.
Чем они являются сейчас?
В современном мире эти произведения являются частью фольклорного наследия, народной культуры. Используются же заклички для детей младшего возраста в садах, тематических развивающих кружках и студиях, начальных классах школ.
Нередко с закличек начинаются занятия хоровым пением или же вокалом в музыкальных школах, или уроки пения в общеобразовательных. Это обусловлено вовсе не тем, что все, имеющее национальные корни, в последние годы становится модным, а особенностями данных фольклорных произведений.
Их тексты обычно предельно просты для понимания и интересны детям. А своеобразие манеры исполнения оптимально справляется с задачей разогрева голосовых связок и лицевых мышц, необходимых перед занятиями пением.
Одним только исполнением использование закличек в детских образовательных и развивающих учреждениях не ограничивается. К примеру, во втором-третьем классах учителя нередко задают малышам сочинение собственных миниатюрных произведений в этом фольклорном жанре.
Видео
Заклички- Народный фольклор Стихи на все времена
Заклички – это один из древнейших жанров фольклора — закликательные песни языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.
Закличка рождает в ребенке веру в значимость слова. Ребёнок, проговаривая закличку, как бы произносит заклинание, что все будет хорошо. Например, если попала вода в ухо при купании, то нужно попрыгать на одной ножке и прокричать:
«Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!».
Или когда у ребёнка шатается молочный зуб, он приговаривает:
Мышка, мышка,Возьми плохой зуб,А дай мне хороший.
***
Дождик, дождик, веселейКапай, капай, не жалей!Только нас не замочи!Зря в окошко не стучи —Брызни в поле пуще:Станет травка гуще!Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.Дождик, дождик, посильней,Огород ты наш полей!
***
Выйди, выйди, солнце,Над моим оконцем.Выйди, выйди, солнышко,Мы посеем зёрнышко.
***
Солнышко, солнышко,Загляни в окошко!Там твои детки,Там малолетки,Лепёшки валяют,Тебя поджидают.
***
Радуга-дуга,Подавай дождя!Нам по ложке,Медведю по плошке,А серому волку —По полному ведёрку!
***
Божья коровка,Чёрная головка,Улети на небо,Принеси нам хлеба,Чёрного и белого,Только не горелого.
***
Улитка, улитка!Покажи свои рога,Дам кусок пирога,Пышки, ватрушки,Сдобной лепёшки, —Высуни рожки!
***
Котик, коток,Кудреватый лобок!Сидит кот у ворот,К себе милую ждёт.Кошечки в окошечке,Кошурки в печурке,Котятки в подлавке.— А кто у вас бо́льший?— А кто у вас меньший?— Мы все подрастём,За мышами пойдём.Один дедушка-котБудет дома сидетьДа на печке лежать,Нас добром поджидать.
Петушок (Г. Лагздынь)
Петушок, петушок,Подари мне гребешок,Ну пожалуйста, прошу!Я кудряшки расчешу.
Ты куда (О. Бедарев)
— Гусь-гусёк, куда пошёл ты?— На речной песочек жёлтый.— А ты, гуля-голубок?— В лес зелёный на дубок.— А ты куда, Алёнушка?— Я во двор, на солнышко.