Содержание материала
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
антропология(от антропо и логия) — наука (межотраслевая дисциплина на грани естественных и общественных разделов науки) о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Видео
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Единство антропологии
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.
Философская антропология
Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.
Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.
М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.
Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.
М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.
По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.
Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:
- биологическое;
- культурное;
- религиозное.
Культурная антропология
Также по теме:занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.
Педагогический терминологический словарь
антропология(от греч. anthropos — человек и logos — понятие, учение) 1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в. 2. В широком смысле — совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19) интеграция знаний о человеке в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, ориентирующая на рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. — СПб., 2003. С. 199) наука о становлении человека в контексте исторических условий его жизнедеятельности. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. — СПб., 2004. С. 174)
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Научные общества, конференции, съезды
Организационному объединению антропологов и этнографов служит международный союз антропологических и этнографических наук. В ряде стран мира существуют национальные антропологические общества. В СССР функционирует антропологическая секция Московского общества испытателей природы (МОИП). Специалисты по морфологии человека являются членами Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов (ВНОАГЭ). При Научном совете АН СССР по комплексным проблемам физиологии человека и животных создана проблемная комиссия по антропологии.
Международные конгрессы антропологических и этнографических наук (МКАЭН) созываются с периодичностью в пять лет (раньше — четыре года): I МКАЭН — 1934 году (Лондон), II — 1938 году (Копенгаген), III — 1948 году (Брюссель), IV — 1952 году (Вена), V — 1956 году (Филадельфия), VI — 1960 году (Париж), VII — 1964 году (Москва), VIII — 1968 году (Токио), IX — 1973 году (Чикаго).
Вопросы морфологии человека обсуждаются на международных конгрессах анатомов, а в нашей стране — на всесоюзных съездах анатомов, гистологов и эмбриологов.
См. также Антропоморфизм, Человек.
Библиография: Анучин Д. Н. О задачах и методах антропологии, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 62, 1902; Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Бунак В. В., Нестурх М. Ф. и Рогинский Я. Я. Антропология, М., 1941; Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека, Д., 1957, библиогр.; Вопросы антропологии, под ред. В. П. Якимова, М., 1970, библиогр.; Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков, Л., 1963, библиогр.; Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России, М., 1960, библиогр.; Минаков П. А. Значение антропологии в медицине, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 89, 1902; Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез (Обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека), М., 1960, библиогр.; Обезьяна — объект медицинских и биологических экспериментов, под ред. Б. А. Лапина, Сухуми, 1963, библиогр.; Пашкова В. Очерки судебно-медицинской остеологии, М., 1963, библиогр.; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г. Основы антропологии, М., 1955,библиогр.; Dzieriykra J-Rogalski Т. 1 Modrzewska K. Zarys antropologii dla medyköw, Warszawa, 1955; Каданов Д. и Мутафов С. Основни въпроси на медицинската антропология, Съвр. мед., кн. 2, с. 23, 1964, библиогр.; Loth E. Anthropologie des parties molles (muscles, intestins, vais-seaux, nerfs p6riph6riques), P., 1931, bibliogr.; Martin R. u. Sailer K. Lehrbuch der Anthropologie, Bd 1—3, Stuttgart, 1956—1962; Montagu A. Anthropology and medical education, J. Amer. med. Ass., v. 183, p. 577, 1963; Olivier G. Anatomie anthropologique, P., 1965; Stloukal M. Symposion über die Anwendung der Anthropologie in der Medizin, Anthropologie, Bd 5, S. 64, 1967.
Б. A. Никитин