Содержание материала
- Чем аллегория отличается от символа
- Видео
- Энциклопедический словарь
- Дизайн. Словарь терминов
- Выражение аллегории в живописи и скульптуре
- Примеры аллегорий в литературе
- Зачем нужен этот троп
- Аллегория в живописи
- Аллегория живописи — картина Матвеева
- Метафора и аллегория — в чем отличие?
- Аллегория в литературе
- Иллюстрации
Чем аллегория отличается от символа
Аллегорию многие люди путают с символом, но между этими понятиями существуют принципиальные отличия. Символ — это иносказательный образ, который может иметь несколько скрытых значений, а посредством аллегории художник передает точную однозначную идею. Очень часто аллегория складывается из нескольких символов.
Проще всего это можно объяснить на следующем примере. Большинству людей хорошо известен аллегорический образ правосудия — фигура женщины с завязанными глазами, весами в одной руке и мечом — в другой. Он образован из нескольких символов:
- меча — неотвратимости наказания;
- повязки на глазах — беспристрастности;
- весов — справедливости и судьбы.
Здесь каждый символ в отдельности можно трактовать по-разному, но в целом аллегорический образ угадывается однозначно — «правосудие».
Энциклопедический словарь
аллегория(греч. allegoria — иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев — сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
Видео
Дизайн. Словарь терминов
аллегорияАЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria – иносказание) – изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев – сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие – женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
Выражение аллегории в живописи и скульптуре
Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.
Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.
Одна из часто встречающихся в искусстве аллегорий – череп, символизирующий быстротечность и непостоянство человеческой жизни. Это связано с мотивами тщеславия и memento mori (помни о смерти). Смерть занимает особое место в искусстве средневековья и барокко, ведь тогда многие художники обращали внимание на хрупкость бытия.
Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.
Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).
Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.
Современная скульптура мастера Налича, установленная в Москве, изображает ленту Мёбиуса. Она заставляет задуматься о бесконечности и величии Вселенной
Примеры аллегорий в литературе
Использование приёма аллегорического изображения в художественной литературе не имеет жанровых ограничений, но три жанра на этом приёме полностью основаны.
- Притча. Краткий назидательный рассказ иносказательного характера. Евангельская «Притча о блудном сыне» представляет в образе Сына раскаявшегося грешника, а в образе Отца – Бога, готового с радостью принять его покаяние.
- Моралите. Средневековый, а позже и эпохи Возрождения, нравоучительный жанр драматического искусства, где действующими лицами становились отвлечённые понятия. Среди персонажей встречались Церковь, Ересь, Грехи, а в пьесе, бичующей чревоугодие, даже Колики и Апоплексия. Подобное представление описано В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» — четыре персонажа мистерии олицетворяли Дворянство, Духовенство, Купечество и Крестьянство.
- Басня. Сатирическое, нравоучительное произведение в стихотворной или прозаической форме, содержащее мораль. Муха, сидящая на рогах идущего с пашни быка и утверждающая: «Мы пахали» (И.И. Дмитриев «Муха»), представляет собой образ любителя пристроиться к результатам чужой работы.
Жанры художественной литературы, не основанные на аллегории, тем не менее активно её используют.
- Помимо примеров, упомянутых выше, можно назвать и аллегорию российской действительности, окружавшей М.Е. Салтыкова-Щедрина, – его город Глупов с уродливой вереницей градоначальников, и персонажей его же сказок.
- «Нерукотворный памятник» А.С. Пушкина – образ его вклада в литературу, и «Пророка» – поэта.
- Лермонтовские «Два великана» символизируют Россию и Францию в Отечественной войне 1812 года…
- «Правда и Ложь» В.С. Высоцкого, «Дорога» Д.А. Сухарева (символизирующая человеческую жизнь) свидетельствуют об аллегорических сопоставлениях в литературе XX века.
Зачем нужен этот троп
В литературных произведениях история применения иносказаний восходит к античности. Молва приписывает создание такого способа передачи мыслей Эзопу, который, будучи рабом и не имея возможности выразить негативное мнение прямо, высмеивал в баснях пороки хозяев, прибегая к аллегориям.
Литераторам иносказание позволяет:
- Выразить простым способом сложные для осознания понятия, передавая их с помощью наглядных образов, ассоциативно с ними связанных. В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» стремление орла к полёту отражает стремление узника к свободе.
- Окрасить ситуацию личным отношением. Представляя в образе Моськи (басня «Слон и Моська») любителей получить незаслуженную репутацию «игрой на публику» в безопасной ситуации, И.А. Крылов вкладывает своё отношение и в описание диких действий собачонки в адрес слона, которому такая мелочь явно не противник, и в оценку этих действий Шавкой («перестань срамиться»), и в реакцию, точнее, отсутствие реакции, со стороны самого «объекта нападения».
- Обойти возможные цензурные препоны, завуалировав истинный смысл. Представляя Русь в виде «птицы-тройки» в финале первого тома «Мёртвых душ» и восхищаясь ею, Н.В. Гоголь, однако, переходит к лирическому отступлению прямо после описания мчащейся брички Чичикова. В результате аллегорическое обозначение тройки-Руси окрашивается пониманием, что везёт этот дивный экипаж афериста и жулика. Выразить такую мысль простым языком, впрямую, Гоголю не позволила бы цензура.
Аллегория в живописи
Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.
Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.
Аллегория живописи — картина Матвеева
Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину «Аллегория живописи» и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.
Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.
Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.
Метафора и аллегория — в чем отличие?
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой. В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле — как связанные между собой метафоры.
Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория — на иносказании, намеке.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория может встречаться и в других жанрах — в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами.
Иллюстрации
- Паоло Веронезе. Аллегория «Слава венчает Достоинство». Фреска в вилле Барбаро-Вольпи в Мазере. Ок. 1561 г.
Камея с аллегорией Нила, т. н. «Чаша Фарнезе». II в до н. э.
Бронзино Аньоло. Аллегория. ок. 1540/50 г.
Боттичелли Сандро. Аллегория бракосочетания Альбицци — Торнабуони. 1486 г.
Беллини Джованни. Аллегория чистилища (Священная аллегория). 1490 г.
Альтдорфер Альбрехт. Тщеславие сажает на свой шлейф Нищету
Бальдунг Ханс. Суета сует
Баккер Якоб Адрианс. Слух
Беллини Джованни. Аллегория добродетели
Альциры Мастер. Аллегория
Альциры Мастер. Аллегория (фрагмент)
Брейгель Ян. Аллегория обоняния, ок. 1617 г.
Брейгель Ян. Аллегория вкуса, ок. 1617/18 г.