Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114
ФОНЕТИКА • Большая российская энциклопедия

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Словарь Ушакова

фонетика

фоне тика [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos — звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются друг от друга фонетикой.

Фонетика гласных и согласных звуков

В русском языке все звуки подразделяются на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, образование которых происходит посредством свободного прохождения струи воздуха через голосовые связки.

Шесть гласных звуков — А, О, У, Ы, Э, И схожи по составу: в них отсутствует шум, превалирует голосовой тон. В зависимости от того, падает на эти звуки ударение в слове или нет, они могут быть ударными или безударными. Отличительная характеристика ударных — полное произношение.

Согласными называются звуки, в процессе воспроизведения которых воздушная струя встречает препятствие.

Основу согласных составляют голос и шум или только шум. В русском языке таких элементов 37. Они делятся на:

  • сонорные;
  • шумные, шипящие, свистящие;
  • глухие и звонкие;
  • твердые и мягкие.

Некоторые звуки составляют пары. К примеру, звонкий Б составляет пару глухому П. Другие являются непарными. Например, Л, М, Н.

Видео

Словарь лингвистических терминов

фонетика

(греч. phonetike от phone — звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая. Раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе. Фонетика описательная. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане. Фонетика экспериментальная. Изучение звуков речи с помощью инструментальных методов исследования, 2) Артикуляционные (физиологические) и акустические свойства звуков данного языка. Фонетика русского языка. Фонетика французского языка.

Кратко об истории

Древнейшие исследования звукового уровня языка приписывают индийским ученым, причем относятся они ещё к шестому веку до н.э. Ключевой фигурой здесь выступает исследователь санскрита Панини, работавший в пятом столетии до н.э.

Уже в его работах точно и подробно описаны звуки с точки зрения артикуляции и человеческой физиологии.

Такой интерес у древнеиндийских исследователей был

Такой интерес у древнеиндийских исследователей был в первую очередь вызван потребностью в правильном прочтении «Вед» — священных песен, сопровождающих сакральные церемонии. Божественные тексты не должны были подвергнуться искажению.

В Европе интерес к фонетике проснулся куда позже и по более прагматичным причинам. Только в 17 веке ученые всерьез занялись этим предметом с целью обучения глухонемых.

Более теоретические, гносеологические исследования

Более теоретические, гносеологические исследования начались в конце 18 века. Тогда увидела свет акустическая теория гласных. Расцвет же выпал на середину 19 века. Наиболее известными фонетистами стали Расмус Раск, Якоб Гримм, Август Шлейхер.

Среди работ российских ученых обязательны к прочтению труды Бодуэна де Куртенэ, Щербы, Якобсона, Панова, Вербицкой.

Как разобраться в фонетике

Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.

Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.

Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.

На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.

Что мы узнали?

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Фонетика изучает звуки речи, их образование и свойства; сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое; слоги. В ходе изучения данного раздела языкознания происходит понимание того, как создается звук и какие органы задействованы в создании звука. Фонетика предполагает изучение таких понятий, как звук, ударение, тон, темп, слог. Основной единицей фонетики является звук. Фонетика предполагает изучение звуков и их деления на гласные и согласные, деления согласных звуков на мягкие и твердые, на глухие и звонкие. Фонетика предполагает изучение звуков в сильной и слабой позициях.

Зачем нужна фонетика

Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).

Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.

Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].

Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».

Про Лободу

Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].

Чтобы грамотно писать. В орфографии есть куча правил, которые связаны с произношением. Например, приставки на -з и -с всегда пишутся так, как слышатся, то есть перед звонкими согласными пишется «з», а перед глухими – «с»: раздавить, рассмешить, разгневать, расписать.

Перцептивная фонетика

Основная статья: Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Теги

Adblock
detector