Как выполнить пунктуационный разбор предложения (образец)

Порядок пунктуационного анализа текста

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:

  • Возьмите для примера какое-либо предложение (или используйте написанное вами);
  • Расставьте цифры над всеми имеющимися в предложении знаками препинания;
  • Первым делом поясните пунктограмму (знак препинания), стоящую в конце предложения. Поскольку она зависит от эмоциональной окрашенности предложения, а также цели его высказывания, определите, что это за предложение (повествовательное, побудительное, вопросительное и др.);
  • Определитесь с конструкцией и типом предложения – простое оно или сложное;
  • Если предложение простое – назовите и поясните оставшиеся пунктограммы в предложении;
  • Если предложение сложное – назовите и поясните имеющиеся пунктограммы на уровне сложного предложения (т.е. знаки препинания между имеющимися частями сложного предложения). Затем назовите и поясните имеющиеся пунктограммы в каждой части сложного предложения.

Видео

Основные термины и принципы

Из-за обширного разнообразия разборов (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, синтаксис и т. д. ) ученики часто не видят разницы некоторых из них. Похожие по содержанию анализы:

  • Пунктуационный — это анализ расстановки знаков препинания.
  • Синтаксический — это разбор отдельной смысловой единицы предложения. В основном опирается на главные и второстепенные члены.
  • Графический — этот разбор нужен для того, чтобы понять, как связаны между собой члены предложения, а также вид и методы выражения.

Важно понимать, что любой из разделов науки о языке не может существовать отдельно от других.

План проведения пунктуационного разбора зависит и от трактовки задания. Чаще всего встречается пара вариантов заданий:

  • Разобрать существующий текст с заранее расставленными знаками препинания и порядковыми цифрами.
  • Самостоятельно проставить знаки и объяснить основания такой постановки.

При обучении проблемы возникают в обоих случаях.

В дополнение могут попросить сформировать и начертить схему. Она поспособствует обнаружению распространённых ошибок, выявляя пропущенные или, наоборот, лишние знаки.

Когда все теоретические аспекты учтены, можно приступать к разбору. Алгоритм пунктуационного анализа:

  • Присвоить каждому элементу препинания свой порядковый номер.
  • Объяснить постановку завершающего знака в конце предложения.
  • Если в задание указано сложное предложение (СП), то необходимо объяснить элементы препинания между основными частями.
  • Если предложение простое (ПП), то объяснить постановку всех символов внутри него.

Структура

Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:

  • Пронумеровать все знаки препинания.
  • Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
  • Указать функцию, которую выполняет знак препинания.

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Примеры

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике

Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора

Пример 1

,1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

Пример 2

. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

Пример 3

|Натуживаясь и багровея|,1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище),2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование,
  • вопрос,
  • восклицание,
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

  • ? !,
  • ? …,
  • ! …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Пример простого предложения

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

Разбираем предложение:

  1. Предложение повествовательное, потому в его конце ставится точка(3);
  2. Предложение простое;
  3. Запятые (1) и (2) использованы при обособленном определении. В данном случае обособленное определение «не занимающегося лингвистикой» выделено запятыми, так как выражено с помощью причастного оборота, и стоит после определяемого в предложении слова (в данном случае, «человека»).

Пример сложного предложения

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин,  Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

Разбираем предложение:

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Алгоритм пунктуационного разбора

Порядок напрямую зависит от типа предложения. Разбор простого и сложного значительно отличается.

Пунктуационный разбор простого предложения:

  • В отдельной строке конспекта выписать оригинал предложения с проставленными знаками препинания.
  • Дать устное пояснение знаку в конце препинания.
  • Определить и подчеркнуть грамматическую основу.
  • Устно указать правила постановки каждого элемента пунктуации.
  • Составить и записать схему. В случае проблем в самостоятельном составлении можно обратиться к онлайн-сервисам.

При пунктуационном разборе сложного предложения все вышеуказанные пункты исполняются в таком же порядке. В дополнение к обычному разбору необходимо указать правила, которые объясняют знаки препинания между двумя частями (ПП).

Чтобы точно и правильно выполнить пунктуационный анализ, надо не только знать наизусть теорию, создать памятку, но и уметь определить и разобрать структуру предложения. Объяснения потребует каждый символ, подобно самостоятельной единице речи. Если быть точнее, ученик должен не просто провести разбор, но на его основе объяснить и доказать правильность выбранной пунктограммы.

Теги

Adblock
detector