Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114
Сжатое изложение по русскому языку с примером. Подготовка к ОГЭ

Виды изложения. Как написать сжатое изложение

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Видео

Методика работы сизложением (пересказом) в— классах

Так, в учебнике тема текста рассматривается как то, о чем (или о ком) в нем говорится. Авторы учебника обращают внимание школьника на то, что часто тема текста отражена в его заглавии.

Как сократить текст?

Самое важное в изложении — сокращение. Существует несколько приёмов сжатия текста.

Исключение. Этот метод — просто возможность что-то убрать из текста.  Что можно исключить? — Повторы. «Мальчики сидели на уроке и читали. После звонка мальчики побежали в столовую. В столовой они купили пирожки». — Однородные члены. «Кошка играла, носилась, прыгала, нападала на мышку». — Вводные слова. «Во-первых», «очевидно», «пожалуй» — все подобные слова рекомендуется опустить. — Синонимы. «Песня звучало грустно, печально, минорно, меланхолически». Также следует исключать подробные описания и несущественную информацию.

Обобщение. Проще говоря, это замена нескольких слов одним. «Петрова, Иванова и Сидорова встретились у кинотеатра» = «Девочки/одноклассницы/подруги встретились у кинотеатра».

Упрощение. С помощью этого приёма можно заменить два или несколько предложений. «На моём дне рождения был только Петя. Ни Маша, ни Ксюша, ни Гена не пришли. Никто из приятелей не явился» = «На мой день рождения не пришёл никто, кроме Пети». Один из типов упрощения — замена прямой речи на косвенную. Кстати, делать это рекомендуется в любом случае. За использование прямой речи могут снять балл. «Люся сказала: Я поеду в университет, а потом зайду к Максиму» = «Люся сказала, что после университета зайдёт к Максиму».

Для отработки этой темы подойдёт задание «Как изменилось высказывание?». Твоя задача — понять, какой приём сжатия текста был использован в примере. 

Чек-лист советов, которые пригодятся при написании

Чек-лист советов, которые пригодятся при написании изложения

  • Приготовь несколько ручек. Как бы глупо это ни звучало, часто школьники терпят неудачу на изложениях из-за непишущей ручки, ведь при прослушивании текста каждая секунда на счету.  
  • Пиши разборчиво и аккуратно. Часто баллы на письменных экзаменах снижают за неразборчивый почерк, потому что проверяющие просто не могут прочитать все эти непонятные закорючки и загогулины и принимают их за ошибки. 
  • Используй сокращения. Если слово повторяется в тексте несколько раз, во время подготовки не пиши его полностью, а используй сокращения. Например, «решение» можно сократить так: «реш-е». А можно использовать и первую букву слова, но только если при написании итогового текста ты точно поймёшь, что за ней скрывается.
  • Используй ключевые слова. Когда слушаешь запись, подмечай ключевые слова. Чаще всего это грамматическая основа предложения и прямое дополнение. Они помогут тебе восстановить смысл истории. Например, посмотри на выделенные ключевые слова в предложении: «Маленькие деревенские дети стремительно побежали на ближайший пруд купаться, брызгаться и плескаться».
  • Загляни в словарь. За полчаса до окончания работы с изложением можно воспользоваться орфографическим словарём — это помогает избежать множества ошибок. Конечно, уточнить написание каждого слова не получится. Так что заранее подчеркни несколько претендентов, которые вызывают наибольшие затруднения и проверь только их.
  • Перепроверяй. Не пренебрегай самопроверкой, даже если считаешь себя очень грамотным. Прежде чем сдавать текст, внимательно перечитай его минимум три раза.
  • Считай слова. Не забывай, что нужное количество слов — 70–90. Предлоги и союзы тоже необходимо учитывать.
  • Тренируйся. Чем больше изложений ты напишешь до экзамена, тем увереннее будешь чувствовать себя на этом ответственном мероприятии. Подготовиться таким образом можно с онлайн-тренажёрами «ЯКласс». Ты можешь прослушать тексты в записи или попросить родителей и друзей дважды прочитать вслух. Оба варианта помогут максимально приблизиться к ситуации экзамена.  

Тренироваться

Итак, побороть страх перед изложением и стать мастером этого вида работы достаточно легко. Тренируйся, не забывай перепроверять орфографию, пунктуацию, следи за количеством слов и абзацным членением, пиши разборчиво и аккуратно — и ты станешь настоящим маэстро сокращения текста и получишь высший балл на экзамене.

Анна Шустова

Теги

Adblock
detector