Содержание материала
Табу — что это такое в прямом смысле
Табу – одно из ключевых понятий в религиоведении, хотя попало оно туда относительно недавно. Джеймс Кук, в 1777 году впервые опубликовавший некоторые истории из дневников своих открытий, упоминал о строгих нравах аборигенов южной части Полинезии, куда входил ряд мелких островов архипелага Тонга.
Описывая необычное для бесписьменных народов поведение островитян, мореплаватель обозначил «табу» как специфическое явление полинезийской религиозности.
Интересно, что сами аборигены в те времена произносили это слово как «тапу», и для них оно означало «нечто выделенное, помеченное особым образом», а в религии – строгое предписание, запрещающее какое-либо действие, объект или место.
Нарушение такого предписания влекло за собой самые жестокие санкции, причем как со стороны сверхъестественных сил, так и со стороны своих же сородичей.
Таким образом, термин «табу» впервые появился в английском языке, неся в себе сугубо религиозный смысл, непосредственно связанный с определенным запретом.
И именно Джеймс Кук задал самую первую точку отсчета, благодаря которой это понятие долгое время использовалось в своем прямом контексте – как священный запрет или строгое религиозное предписание, ограничивающее поведение любого члена общины.
Распространившись по европейским религиозным системам, определение «табу» постепенно обретало более широкий смысл и сейчас характеризуется как минимум тремя контекстами употребления:
- в религии табу – это могущественный священный запрет;
- в науках – это основа общественного уклада и базис для внутриклановых отношений;
- в повседневной жизни табу – это некие общепринятые морально-нравственные нормы и культурные, социальные и бытовые маркеры.
К концу XIX века, после окончательного формирования колониальной системы, как антропологи, так и классики религиоведения сходились во мнении, что у любого религиозного явления непременно имеется своя естественная причина (то, что сейчас мы называем научным объяснением).
А раз эта причина естественного происхождения, то ее влияние не может ограничиваться одной только религией.
Энциклопедический словарь
табу(полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм.
Видео
Фрейд, табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Роль табу сегодня
Сегодня подтверждением тому, что система табу во многом потеряла свое влияние на некоторые сферы жизни общества, служит существование однополых браков. Раньше ввиду необходимости продолжать человеческий род, подобные отношения были запрещены. Сейчас же большая часть социума спокойно воспринимает существования однополых пар. А легитимность абортов и эвтаназии показывает свободу от запрета на убийство.
Несмотря на то что табу во многом утратило контроль над некоторыми сферами жизни общества, тем не менее, во многих странах еще остались свои табу.
Культурология. Словарь-справочник
табу(полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.
Черная метка табу
В целом и общем понятно, что речь идет о термине, обозначающим священный запрет или иное ограничение, накладываемое на определенное действие, предмет, место или занятие.
Однако у некоторых народов наряду с полинезийскими папуасами это слово могло нести в себе и другой, более темный и неприятный смысл – «нечистый, опасный, порочный, жуткий, проклятый».
Верования первобытных людей мало чем отличаются от современных, допускающих существование злых сил (антихристов, демонов, божеств и т.д.). Кроме того, эти божества/темные силы, несущие беды, горе, болезни и смерть, могли наделять людей или предметы страшными свойствами, которые оказывались порой гораздо хуже, чем болезни и смерть.
И если умирал кто-то, кого «пометили» эти злые силы, то абсолютно все, с чем был связан умерший – начиная с дома, где он жил, и заканчивая повозкой, на которой его везли к месту захоронения, – считалось нечистым, проклятым.
Это было нечто безусловно отверженное и неприкосновенное в силу своей крайней опасности и губительности.
Человеком-табу мог стать не только тот, кого «коснулись» злые силы, но и те несчастные, кто имел неосторожность нарушить какой-либо из племенных запретов – так называемое табу первого рода.
Пойманного на нарушении запрета могли покарать не только изгнанием, но и смертью – чтобы он не навлекал бедствия на соплеменников и не «заражал» их своим проклятьем.
Табуированный человек вызывал у окружающих не сочувствие или жалость, а лишь животный страх и отвращение, поскольку очиститься от этого проклятия ни при жизни, ни после перехода в иной мир было невозможно. Просто не придумали способ…
Современные табу — социальные, а не сакральные
Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?
Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.
Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В
То же самое и в Океании, с которой все начиналось. В XVIII веке к полинезийцам приехал Кук, узнал про табу и увез это знание в Европу. Европейцам очень понравилась идея табу, они начали употреблять это слово. А пока они развивали антропологию, в Полинезии рухнула колониальная система и табу (точно так же, как и у нас) постепенно лишилось сакрального смысла. На Гавайях словом «капу» (табу) теперь подписывают общественные памятники, а во Французской Полинезии табу обозначает любую частную собственность. Я считаю, что такое переосмысление понятия табу — это наследие нашего колониального визита и того, что мы забрали термин, расширили до нерелигиозных смыслов и импортировали его обратно в среду возникновения, где он приобретает новые смыслы.
Суть и предназначение, какие функции выполняло
Изначально табу применялось ко всему, относящемуся к божественной сущности. Неприкосновенными считались религиозные постройки, личности и жизни жрецов, имущество религиозных организаций.
Если в какой-либо стране бытовало мнение, что короли, цари или вожди ведут свое происхождение от богов, то и их жизни, личности, имущество тоже являлись вечными табу.
Позже жрецы и верховные правители начали использовать табу в целях наживы. Так, в 17 веке король Гавайев Камеамеа I запрещал нахождение на Алмазной горе, считая, что в ее недрах таится большой запас драгоценного минерала. После того как выяснилось, что его предположения неверны, запрет был снят.
С помощью табу в обществе поддерживались:
- культурные нормы;
- принципы морали;
- соблюдение законности.
Властные структуры с помощью табу укрепляли свое положение, оказывали воздействие на формирование общественных устоев.
Табу. Примеры употребления
Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.А.П. Чехов. «Именины» (1888)
Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)
Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)
О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу. Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)
Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу — национальный вопрос, к примеру.Сергей Довлатов. «Ремесло» (1976)
Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях. Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)
Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми. Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)
К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР. Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)